Частично это удалось сделать водителю из Ворсмы Константину Гродченинову перед отправкой своих земляков в Подмосковье на заработки. Земляков было четырнадцать, "ГАЗель" - шестиместная. Весь груз в сумках удалось запихать в оставшееся узкое пространство бывшего грузового отсека.
Ворсменцы работали в городе Домодедове на железобетонном заводе вахтовым методом в различных должностях - от уборщицы до оператора установки. Две недели вкалывали до седьмого пота (таких денег в своем городке не заработаешь), две недели отдыхали дома.
За несколько часов до Нового года они вернулись в Ворсму, а вечером 17 января снова собрались в дальнюю дорогу, чтобы на утро дисциплинированно встать на железобетонную вахту.
Водитель личной автомашины "ГАЗ-2705" (номер Р 474 ВВ 52) Константин Гродченинов уже не раз совершал длительные рейсы, зарабатывал и грузовыми перевозками, был, как отмечали земляки, очень жаден до денег. А тут сразу какой "калым" - аж 14 пассажиров. Если с каждого взять по 450 рублей за рейс - это будет сколько? Да, сумма выходит приличная. Жаль, что мест для всех не хватит. Но и жаль такой заработок упускать, может, и в будущем столько же пассажиров снова наберет?
В Ворсме почти каждый мужик связан с металлом, диковинные ножи некоторые даже дома могут сделать. Так что переоборудовать "ГАЗель" - это не проблема. Накануне запланированной поездки, 16 января. Гродченинов переконструировал полугрузовую машину - своя собственность, что хочу, то и делаю. Убрал перегородку, разделяющую салон и грузовой отсек. В последнем поставил два сваренных металлических каркаса, на которые положил доски и прикрыл их ватными матрасами. Вот и места стало много: хоть сиди, хоть лежи - в тесноте, да не в обиде. Эх, еще бы "изобретательный" шофер что-нибудь бы от катера к "ГАЗели" присоединил, глядишь, она плавать бы, наверное, смогла.
Кстати, любая, даже очень мелкая, переделка транспортного средства - это нарушение правил эксплуатации - неужели Гродченинов про это не знал? Сомневаюсь. Тем более, что опыт общения работниками ГИБДД у известного в Ворсме лихача есть - он не раз за нарушение ПДД привлекался к административной ответственности.
Но продолжим. Родственники уезжающих в Подмосковье своих 14 земляков провожали в дальнюю дорогу, надеясь встретить их через две недели с хорошим заработком - у каждой семьи свои планы на будущее, некоторые, говорят, даже ссуды в банках взяли на различные, в том числе на строительство дома, нужды. Кто проводил до ворот своего дома, кто до дома Гродченинова, где уже наготове стояла "ГАЗель", остальные ждали транспорта в центре Ворсмы, рядом с университетом. Провожающие пожелали на прощание уезжающим счастливого пути и помахали вслед быстро набравшей скорость машине руками. Вернулись домой, отдыхали, смотрели телевизор, ждали полюбившуюсь по "Сетям-НН" передачу "Вечер трудного дня". Дождались...
Из Ворсмы на московское шоссе можно попасть тремя путями: через Нижний Новгород - самый далекий, через новый Окский мост - самый надежный, но тоже трата времени и бензина, а самый экономный - через Павлово и Оку - там регулярно ходит паром. И заплатить-то за переправу надо всего сто рублей. Зато съехал с паромских мостков и минут через сорок уже Гороховец. А Гродченинов, видимо, выбрал еще один вариант - вдруг парома полчаса ждать придется, если он на другой стороне, да и сто рублей (вот как жадность потом подведет!) можно сэкономить. Ради штуки сказал в салон, конкретно ни к кому не обращаясь, что, мол, поедет по окскому льду. Пассажиры были против.
А вот и Ока. Водитель вышел, подъехав к берегу, постоял несколько минут. Сел в кабинку, сильно хлопнув дверью - и поехал. Никто из пассажиров не догадывался, что он уже въезжает на ледовую (межу прочим ее тут для транспорта вообще официально нет, только для пешеходов, а для машин ее положено предварительно специально заранее намывать, оборудовать вешками) переправу. Пассажиры думали, что он едет к парому, который курсирует в незамерзающей полынье всего в метрах двухстах отсюда. Да и в эту темную и очень морозную (за минус тридцать градусов) ночь в окна все равно ничего невозможно было увидеть.
Проехав метров 60, водитель увидел движущуюся навстречу легковушку, свернул чуть влево. Проехал встречный транспорт, лед стал вибрировать, да и был он не так толст, сантиметров 20 - 25, не для перегруженной "ГАЗели". Затем ледовый панцирь треснул, машина медленно, начиная с "носа", стала уходить под лед. Прошло две минуты, прежде чем автомобиль совсем погрузился в бездну. Пассажирам удалось открыть боковую дверь, девять человек оказались в водной купели, помогая друг другу выбраться на крушащийся лед. Обойдемся без дальнейших подробностей, хотя поневоле искупавшиеся в прехолодной воде на суде печально, со слезами на глазах, рассказывали, как их тела зажимало между кузовом и льдом, тянуло вглубь, как кто-то кого-то схватил за ногу, как... Шестерым, находящихся в бывшем грузовое отсеке выбраться не удалось - мешали теснота, сумки. Если бы задняя дверь могла открываться изнутри, да она была заперта снаружи...
В одиннадцатом часу вечера те ворсменцы, кто смотрел "Сети-НН", сразу догадались, что речь идет об их родственниках. Кто же из пассажиров остался жив? А в это время на Оке уже были спасатели павловского отряда МЧС, рано утром на место трагедии приехали нижегородские водолазы. Впрочем, о спасательной операции мы уже сообщали.
Гродченинов во время следствия находился под домашним арестом, вину свою признал сразу и полностью. Да и следствие было легким - все спасенные, ставшие свидетелями, рассказали о случившемся с точностью до минуты.
До суда подследственный жил в Ворсме (суд прошел 27, 28 апреля и 2 мая). И вот что интересно, отметили земляки - за это время он ни перед кем не извинился, не выразил сочувствия, правда, выдал каждой пострадавшей семье на похороны по 20 тысяч рублей.
В этом городке, словно в маленькой деревушке: все всех знают. Припомнили и трагический случай четырехлетней давности. Тогда водитель Л. в темноте наехал на четырех пешеходов, идущих из-за гололеда не по тротуару, а по обочине шоссе. На следующий день он ходил по городу, извинялся-извинялся, каялся-каялся, к вечеру семьям всех погибших выплатил по 150 тысяч рублей.
Гродченинов извинился лишь в зале суда в своем заключительном слове.
Он осужден по статье 264, часть III УК РФ к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения. Плюс возмещение материального и морального ущерба шести пострадавшим в сумме 90 тысяч рублей каждой семье. (Приговор может быть обжалован в течении десяти дней). Виновник трагедии был взят под стражу в зале суда.
В шести семьях восемь детей остались полусиротами, какими они вырастут без отцовской или материнской опеки и ласки?
Вышеназванная статься применяется "за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух или более человек".
Слово-то какое - "по неосторожности". Очень ему, выходит, дорогая цена. При переезде (даже официально действующей ледовой переправы) по правилам двери автомобиля (пассажиров в таком случае нужно высадить) должны быть открыты. А у Гродченинова плюс еще несколько "неосторожностей".
Как раз в тот день, когда я писал эту статью, чуть ли не под моими окнами на улице Строителей на половине транспортной магистрали произошел внезапный обвал грунта. Круглая яма была тут же огорожена, проезжать надо было по соседней улице, благо что поворот был рядом. Но упрямые водители, несмотря на запрещающие ограждения и знаки, на легковушке умудрялись проезжать по оставшейся половине шоссе. Проезжали и рейсовые пассажирские автобусы, отнюдь не с пустыми салонами. Риск провалиться в яму был высок. К счастью, ни один автомобиль не пострадал. А если бы пострадал, то, выходит, тоже по "неосторожности"?
Георгий СПИРИДОНОВ.
Павлово - Ворсма.