«Экипаж»: чужой пассаж

«Экипаж»: чужой пассаж

«Экипаж». США, 2012. Режиссер Роберт Земекис. В ролях: Дэнзел Вашингтон, Келли Райли, Майкл Бисли, Гарсель Бюва, Джейсон Бенжамин.

Виражи и наказание

Фильмом-катастрофой «Экипаж» (повторяющий название известной советской картины), основанный на реальных событиях, притворяется недолго. Такому мастеру, как Земекис, не надо штамповать жанровые банальности, чтобы реалистично, страшно и кратко показать, как капитан спасает самолет, обреченный разбиться вдребезги, и что при этом происходит в кабине пилотов и в салоне.

Правда, дешевого хеппи-энда не будет — экстремальное приземление спасло от гибели очень многих, но не всех, а потому чувство вины затмевает для героя чувство победы, да и ажиотаж, развернувшийся где-то там в СМИ, не очень-то его задевает и не слишком лезет в кадр. А в нем начинается совсем другая история — земная, о том, что удержаться от падения в обычной человеческой жизни — задачка покруче любого авиационного виража.
Мало-помалу режиссер подводит нас к тому, что главный герой, мягко говоря, сильно пьет. Иногда за несколько часов до полета, как было и в этот раз. Глубина проблемы становится очевидной лишь в самом конце фильма. А до того юристы и прочие сочувствующие пытаются выгородить героя, доказывая, что в крушении виноваты технические неполадки и что никакой другой пилот подобного спасения совершить бы не сумел.

По закону ли, по совести?..

Казалось бы, нас ждет история про родство позора и славы, а также про различия между законом и совестью (даже в Америке). Но и тут режиссер оказывается непредсказуем. У него получается, что подвиг отдельно — вина отдельно, и не надо смешивать кислое с пресным. Герой виноват не в том, что сел пьяным за штурвал — это и впрямь не повлияло на исход события. И наказание он понесет по большому счету совсем не за это.

Все вокруг героя — раковый больной, наркоманка, граждане из баптистской общины — уверяют его, что не все, мол, в наших руках — есть руки куда более сильные. Но в ключевом эпизоде все будет зависеть как раз-таки от самого героя.

Несколько диссонирует с мастерски снятой драмой — без лишних сантиментов и спецэффектов, с великолепным Дэнзелом Вашингтоном — довольно-таки мелодраматическая развязка. С другой стороны, а каким еще должен быть финал истории о человеческом спасении?

Следите за нашими новостями в удобном формате