Обычная семья нижегородцев — папа, мама и ребенок — решила переехать за город. Доход рядового менеджера по нынешним меркам был весьма скромный, каждый из супругов в среднем получал зарплату порядка 15 тысяч рублей. Осуществить свою загородную мечту они намеревались, продав квартиру, машину и гараж.
Повезло с риелтором
По газете они нашли подходящий дом, связались с риелтором, выставившим его на продажу. Этот коттедж в поселке Большое Козино (Балахнинский район) стоил 4,6 миллиона рублей. Он был пустой, никакого хозяйского присутствия там не чувствовалось — ни мебели, ни сантехники, ни электричества. Новенькое, чистое, необжитое строение привлекло покупателей.
Агент была официальным сотрудником известной риелторской фирмы, так что никаких опасений этот вариант у покупателей не вызывал. Дама к тому же заявила, что хорошо знает домовладельца, дескать, не так давно одну сделку они с ним благополучно провели.
При встрече с хозяином, солидным бизнесменом, последние сомнения отпали сами собой. Между тем супруги уточнили у риелтора, должны ли они заключить с ней договор.
— Ну, зачем же вам платить лишнее, достаточно того, что я имею с агентством договор, — обнадежил продавец.
…Зато нарвались на продавца
К своим 39 годам нижегородец Илья Полевой (тот самый солидный
Этот теремок с участком Илья приобрел в ипотеку, и он находился под залогом в банке с октября 2006 года. Полевой скрыл от риелтора, что на протяжении длительного времени, а именно с августа 2007 года, он не выплачивает деньги по кредитному договору. Таким образом, агент не подозревала об истинных намерениях клиента. Между тем подписание договора с агентством Илья постоянно затягивал.
Кстати, он подкупил потенциальных владельцев жилья еще и «честностью», предупредив, что дом и земля находятся под обременением в банковской ипотеке. Но уверял, что до начала оформления сделки оно будет снято.
Расплатились, да за чужое
Однако когда покупатели уже начали отдавать частями деньги за дом Илье, банк обратился к судебным приставам по поводу взыскания с Полевого задолженности. А те в свою очередь через суд добивались ареста дома.
Тем временем предварительный договор
Одна деталь. В этом подписанном сторонами договоре черным по белому значилось, что по заявлению продавца, то есть Ильи Полевого, на момент заключения договора «указанный дом и земельный участок никому не проданы, не подарены, в споре, под запрещением (арестом) не состоят. Продавец несет ответственность за сокрытие и недостоверность указанных сведений».
Вскоре было подписано еще одно дополнительное соглашение, и покупатели передали Илье еще 1,8 миллиона рублей.
Каждый раз, получая от покупателей деньги, Илья при них звонил в банк и сообщал, что везет им очередной взнос по кредиту. Тем самым он усыплял бдительность покупателей. И своего добился.
— Хотите, я покажу вам все мои платежки, и вы убедитесь, что я плачу банку и, как обещал, обременение перед окончательным расчетом будет снято?
— спрашивал он покупателей. Но те только улыбались, дескать, и без этого ему верят. Как же они потом сожалели о своей беспечности!
И вот Полевой передал покупателям ключи от коттеджа, домовую книгу и квитанции на оплату коммунальных услуг:
— Можете заселяться, обременение снято.
Однако радость горожан, уже почти полностью рассчитавшихся с Ильей, была омрачена визитом сотрудников банка, сообщивших, что дом находится в его собственности. Банкиры показали свидетельство. А вскоре пришло еще одно известие — банк продает дом третьим лицам.
Итог таков. Семья, отдав 3,9 миллиона рублей, осталась без крыши над головой, сейчас они ютятся у родственников.
На время следствия Илью не арестовывали, и он спокойно трудился в должности директора одной из нижегородских компаний (оформленной, кстати, на его жену).
В ближайшее время дело будет передано в суд.
Ольга МАКАРОВА.
(Фамилия и имя главного героя изменены.)
Компетентно
Договор дороже всяких денег
Ирина МУХИНА, старший следователь по особо важным делам СЧ СУ УМВД России по Нижнему Новгороду, майор юстиции:
— Это довольно редкий случай, первое дело такого рода в моей практике. Покупателям нужно было сразу же заключить соглашение с риелторской компанией, которая обязана проверять чистоту сделки и несет ответственность в качестве третьего лица.
Каким-то образом самим запросить информацию в банке о доме и участке они бы не смогли. Банки даже нам не дают таких сведений, и нам приходится их получать через суд. Но если бы между покупателями и продавцом был заключен официальный договоркупли-продажи , то они бы могли действовать по доверенности от самого продавца и запрашивать документы на основании доверенности.