Уникальная премьера состоялась в Нижнем Новгороде. На оперной сцене прозвучала музыкальная оратория для солистов, хора и струнного оркестра «Страсти по Матфею».
Впервые в истории
«НН» уже рассказывали об авторе этой постановки — ныне крупном церковном чине, в прошлом музыканте — митрополите Волоколамском Иларионе (Алфееве).
«Страсти по Матфею» он написал в Вене, когда был епископом Венским и Австрийским. Впервые оратория была исполнена пять лет назад в Москве.
Жанр «Страстей», увековеченный, в частности, великим Бахом, возник после разделения церкви и прочно ассоциируется у знающих людей с традициями западного христианства. Ввиду этого иные шли слушать первые в истории православные «Страсти» с нескрываемым любопытством.
Полуторачасовая оратория представляет собой ряд полноценных хоровых номеров в стилистике русской духовной музыки с чтением избранных мест Евангелия от Матфея, охватывающих бытие Спасителя от Великого четверга до Воскресения.
Исполнительский состав был сводным: камерный оркестр и камерный хор «Солисты Нижнего Новгорода», струнные группы оркестров оперного театра и консерватории, хоры оперного театра, Нижегородского женского духовного училища, а также солисты — ведущие артисты оперного театра. Текст Евангелия читал протодиакон Димитрий Исаев. Дирижировал Евгений Шейко.
Храм на пути к человеку
По признанию самого митрополита Илариона, присутствовавшего на нижегородской премьере и обратившегося к зрителям с приветственным словом, он как автор желал передать в «Страстях» то, что пережил сам, размышляя о событиях Страстной недели. Динамичная композиция, необычайно прочувствованное, высокопрофессиональное исполнение напомнили о драматических событиях двухтысячелетней давности.
Предательство Иуды, лицемерие суда, ужас распятия и, конечно, ликование Воскресения словно предстали перед потрясенными слушателями, заставив многих, вполне светских людей, элементарно вытирать слезы. Поистине, если даже человек не ходит в храм, душа его все равно нуждается в «духовных витаминах», и когда «храм приходит к человеку» — в концертный зал — это дает поразительный эффект.
Мария ПАНТЕЛЕЕВА.
Фото