Последний романтик с окраины Европы

На рубеже ноября - декабря в фойе "Орленка" продавали книгу Андрея и Елены Плаховых "Аки Каурисмяки. Последний романтик". Я купил. Таких режиссеров в мировом кино ныне, как пальцев в неприличном жесте. И совсем замечательно то, что в "орленковском" кинозале прошла ретроспектива фильмов этого выдающегося финна.
Показали пять картин разных лет: "Ленинградские ковбои едут в Америку", "Я нанял убийцу", "Жизнь богемы", "Береги свою косынку, Татьяна", "Вдаль уплывают облака". Ретроспектива была приурочена к премьере новой картины Каурисмяки "Огни городской окраины".
Работающий охранником магазина Койстинен живет в ожидании счастья. По его разумению, счастье - это свое дело, самостоятельность, свобода. Знакомо: маленький человек мечтает "вырасти".
Беда в том, что людское сообщество, как известно, живет по законам силы. Сильный - пробьешься, слабый - сожрут. При этом душевная мягкость, честь, достоинство, верность, принципиальность, благородство - качества, находящиеся у большинства сильных мира сего в лучшем случае на втором плане. С этой точки зрения Койстинен - типичный слабак. И мир это чувствует. На работе его презирают мужеподобные "быки"; женщина, в которую он влюблен, предает его корысти ради; классический циник и "вожак стаи" использует его как промежуточное звено в криминальной комбинации.
После "использования" Койстинен оказывается сначала в тюрьме, затем на грязной обочине жизни.
"Огни городской окраины" - "скучное", без интригующей драматургии повествование о неярких внешне людях, в котором паузы длиннее действия, а молчание выразительнее слов. Говорят на экране обшарпанные интерьеры, убогие ландшафты, конечно, глаза, в финале - руки.
Как и большинство работ Каурисмяки, его новый фильм о прекраснодушных аутсайдерах, не вписывающихся в невыносимую тупость бытия. Но уж точно, это фильм не о нытиках и неврастениках.
Безусловно, о стоиках. Для них сберечь то, что внутри, гораздо важнее, чем любой ценой прогнуть, покромсать и завоевать внешний мир. Что это? Сохраненная душа, что ли, если выговорить это за не знающих подобных слов героев Каурисмяки. И нужно ли это кому-нибудь? Нужно. Например, невзрачной продавщице киоска, не оставляющей Койстинена даже на самой "окраине". И тогда там горят огни.
Цель Каурисмяки? Как это ни банально, найти настоящего зрителя: "Я действительно считаю, что один настоящий зритель значит больше, чем 300 идиотов. Если фильм или книга изменят жизнь одного человека, это важнее, чем если 300 идиотов съедят свой попкорн".
Павел ТИМОШИНОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате