На рубеже ноября - декабря в фойе "Орленка" продавали книгу Андрея и Елены Плаховых "Аки Каурисмяки. Последний романтик". Я купил. Таких режиссеров в мировом кино ныне, как пальцев в неприличном жесте. И совсем замечательно то, что в "орленковском" кинозале прошла ретроспектива фильмов этого выдающегося финна.
Показали пять картин разных лет: "Ленинградские ковбои едут в Америку", "Я нанял убийцу", "Жизнь богемы", "Береги свою косынку, Татьяна", "Вдаль уплывают облака". Ретроспектива была приурочена к премьере новой картины Каурисмяки "Огни городской окраины".
Работающий охранником магазина Койстинен живет в ожидании счастья. По его разумению, счастье - это свое дело, самостоятельность, свобода. Знакомо: маленький человек мечтает "вырасти".
Беда в том, что людское сообщество, как известно, живет по законам силы. Сильный - пробьешься, слабый - сожрут. При этом душевная мягкость, честь, достоинство, верность, принципиальность, благородство - качества, находящиеся у большинства сильных мира сего в лучшем случае на втором плане. С этой точки зрения Койстинен - типичный слабак. И мир это чувствует. На работе его презирают мужеподобные "быки"; женщина, в которую он влюблен, предает его корысти ради; классический циник и "вожак стаи" использует его как промежуточное звено в криминальной комбинации.
После "использования" Койстинен оказывается сначала в тюрьме, затем на грязной обочине жизни.
"Огни городской окраины" - "скучное", без интригующей драматургии повествование о неярких внешне людях, в котором паузы длиннее действия, а молчание выразительнее слов. Говорят на экране обшарпанные интерьеры, убогие ландшафты, конечно, глаза, в финале - руки.
Как и большинство работ Каурисмяки, его новый фильм о прекраснодушных аутсайдерах, не вписывающихся в невыносимую тупость бытия. Но уж точно, это фильм не о нытиках и неврастениках.
Безусловно, о стоиках. Для них сберечь то, что внутри, гораздо важнее, чем любой ценой прогнуть, покромсать и завоевать внешний мир. Что это? Сохраненная душа, что ли, если выговорить это за не знающих подобных слов героев Каурисмяки. И нужно ли это кому-нибудь? Нужно. Например, невзрачной продавщице киоска, не оставляющей Койстинена даже на самой "окраине". И тогда там горят огни.
Цель Каурисмяки? Как это ни банально, найти настоящего зрителя: "Я действительно считаю, что один настоящий зритель значит больше, чем 300 идиотов. Если фильм или книга изменят жизнь одного человека, это важнее, чем если 300 идиотов съедят свой попкорн".
Павел ТИМОШИНОВ.