Удивительна и многогранна жизнь этого человека: альпинист, парашютист, десантник, спелеолог, преподаватель центра подготовки спасателей, участник, призер и победитель, а также судья и постановщик трасс соревнований по пятиборью спасателей и сам уже 13 лет как спасатель.
Служба на крючке
В МЧС он пришел довольно поздно — в 30 лет, но к тому времени у него за плечами была срочная служба в разведроте ВДВ и служба по контракту в роте специального назначения. Но, придя в МЧС и поучаствовав в соревнованиях по пятиборью спасателей, Александр понял: вот где настоящий спецназ. Одни соревнования никогда не бывают похожи на другие и год от года становятся сложнее и разнообразнее. Но у жизни, случая и человеческой глупости фантазия еще богаче.
Однажды Александру пришлось вести работы, находясь на крючке у автокрана. У моста через реку Лух образовалась плотина из упавших деревьев, которые принесло к мосту течением.
Но работа спасателя не всегда красива и увлекательна.
— В работе спасателя много того, о чем не пишут, приходилось и оторванную голову человека в руках держать. Это страшно и к этому привыкнуть нельзя, но, работая, думаешь только о том, как лучше разблокировать, какой инструмент лучше использовать… Самое страшное в работе — это когда делаешь все, чтобы помочь человеку, чтобы он жил… Передаешь медикам, а после узнаешь, что он умер. Не могу забыть один такой случай. Мальчишка лет 9 перебегал дорогу, попал прямо под колеса троллейбуса. Чтобы извлечь оттуда ребенка, необходимо было сделать ему обезболивающий укол. Но
Лучше гор только пещеры
Александру работа подарила его любимое дело, страстное увлечение — экстремальный туризм. Много лет назад на сборах его навсегда покорили горы, и теперь каждый отпуск Александр едет на поиски красот и чудес в Крым, на Кавказ и Урал…
И самое лучшее, и самое страшное в жизни Александра связано с экстремальным туризмом. Во время совместного путешествия по Крыму погиб его близкий друг Павел Копейкин. Павел также любил жизнь и так же жадно познавал ее. Он организовал студенческий отряд и во многих вдохнул любовь к спасательному делу, альпинизму, природе и жизни. В их числе и Александр — именно Павел открыл для него захватывающий мир экстремального туризма.
— Александр, лучше гор могут быть только горы?
— Конечно, только еще пещеры, горные реки, водопады, подземные озера и… облака. Потрясающее ощущение, когда утром выходишь из палатки, а облака — под тобой. Еще удивительней, кода летишь сквозь них с парашютом — ничего не видно, как в плотном тумане, и вдруг вылетаешь из облаков и видишь землю… Это ни с чем нельзя сравнить — потрясающее впечатление.
— Но экстремальный спорт очень опасен, и что вы скажете, если ваши дети увлекутся им?
— Ну что сказать? (Смеется). Мой старший сын — Алексей — получил диплом промышленного альпиниста (учился у меня в группе), занимается дайвингом и парашютным спортом. Сейчас учится на
спасателя-спелеолога . Младшего сына Александра, ему 13 лет, в этом году я впервые взял с собой в горы.
Конечно, это опасно, но ко всему нужно подходить с умом: учитывать рельеф местности, метеоусловия, взвешивать каждое решение и опрометчиво не рисковать. И, конечно, если мои сыновья решат стать спасателями — я поддержу их.
Полина АГАФОНОВА.
Фото предоставлено ГУ МЧС по Нижегородской области.
Сюжет: От первого лица