Ниже среднего не опустят

Ниже среднего не опустят

 

Новый закон «Об образовании», принятый российскими парламентариями после двух с половиной лет обсуждения, закрепляет все последние изменения, произошедшие в нашей жизни. В том числе электронные учебники, дистанционное образование.

Мифы развенчаны…

По словам заместителя министра образования Нижегородской области Елены Родионовой, за время обсуждения законопроект оброс большим количеством мифов, не имеющих ничего общего с действительностью.
Самое главное заблуждение сводится к тому, что учебу в школе частично придется оплачивать, чего просто быть не может. Согласно Конституции, гражданам России гарантируется бесплатное дошкольное и среднее профессиональное образование.
Миф номер два: не будет начального профессионального образования. На самом деле оно не только не исчезло, а, напротив, выросло в статусе. Теперь оно включено в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня — подготовка квалифицированных рабочих (служащих).
Замминистра развеяла также опасение по поводу закрытия вечерних школ и образовательных учреждений с углубленным изучением предметов — лицеев, гимназий. По ее словам, сохранится и семейное образование, и учеба экстерном.

Поддержка останется

В числе главных норм в новом законе прописана норма об обучении на государственном (русском) языке с возможностью получения образования на языках национальных республик.
Школьная форма в соответствии с документом будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений, а сельские школы не смогут закрывать без учета мнения жителей.
Сохраняется, несмотря на сопротивление части общества, единый госэкзамен (ЕГЭ).
Правительство России будет ежегодно представлять парламентариям доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публиковать его на своем сайте.
В документе уточнены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Соответствующее решение принимается только на основании положительного заключения специальной комиссии по оценке последствий такого решения.
Педагогические работники, проживающие в сельской местности или рабочих поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ, а также, если они проживали и проработали в селах не менее десяти лет, — на сохранение этих мер соцподдержки после выхода на пенсию.
Зарплата учителей не может быть ниже средней по экономике региона.
Документом уточняется норма о плате за проживание в студенческом общежитии. Ее размер будет определяться актами образовательных организаций с учетом мнения студенческих советов.
Плату за присмотр и уход за ребенком в детском саду будет устанавливать учредитель, которому дано право снижать ее размер или не взимать плату с отдельных категорий родителей. Стоимость пребывания ребенка в детском саду устанавливает муниципалитет.
По словам директора института развития образования при НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, раньше дошкольное образование рассматривалось как помощь работающим матерям. Теперь оно признано уровнем общего образования.
Размер родительской платы по новому закону устанавливается с учетом материального положения семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией от нее освобождаются полностью. Компенсация части родительской платы за детский сад также сохранилась в законе: 20 процентов на первого ребенка, 25 процентов на второго и 70 процентов на третьего ребенка.
По словам Ирины Абанкиной, расходы в день на питание и на обслуживание детей в разных регионах составят от 88 до 160 рублей.

Шаг вперед и назад

Эксперты видят четыре основных недостатка закона.
Первый — он имеет 50 отсылочных норм. Второй очевидный минус — закон предполагает меньше шагов вперед. Третий момент — сохраняются коренные недостатки образовательной политики, которые уже привели к падению качества нашего образования, это подушевое финансирование, тестоподобная система итоговой аттестации в виде ЕГЭ (для одиннадцатиклассников) и ГИА (для девятиклассников).
И последнее замечание: закон, рассчитанный на 25 — 30 лет, на самом деле не может обеспечить научно-образовательный прорыв, без которого не получится вывести российское общество на интенсивный путь развития.

Александра МАХЛИНА.

Мнения

Ректор ННГУ имени Н. И. Лобачевского Евгений ЧУПРУНОВ:

— Необходимость в этом законе назрела давно. Там нет никаких одиозных положений, он основательно подчищен, отражает сегодняшнюю ситуацию в образовании, закрепляет основные социальные положения, такие как бесплатность образования, право выбора. А нюансы регулируются не столько законом, сколько практикой правоприменения.

Проректор по научной работе НГТУ имени Р. Е. Алексеева Николай БАБАНОВ:

— Идеология построения законодательства в сфере образования в 90-х годах была иной. Идея состояла в том, что должен быть некий базовый закон и также целый ряд законов по уровням образования. Частично это было реализовано с выходом закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Сейчас от «зонтичной» схемы переходят к схеме единого закона. Если сличить текст первого варианта законопроекта «Об образовании» и того, который был, то конечный вариант на порядок лучше первоначального.

Следите за нашими новостями в удобном формате