И классика в фаворе, и модерн

И классика в фаворе, и модерн

В канун старого Нового года Нижегородская филармония праздновала свое 75-летие. Солидная дата отмечалась в ритмах «Карнавальса»: большой программой русских вальсов, концептуально продолжающей традиционные штраусовские вечера в Вене.

 

Слушали себя со стороны

 

Филармонические «генералы» — худрук и директор Ольга Томина, главный дирижер Александр Скульский — уже отдали любимой организации по 45 лет беззаветного служения! И, конечно, они хорошо помнят, как состоялась их первая встреча с музыкой.

— Восьмилетним «капелланом» я впервые попал на сцену филармонии, — рассказал Александр Михайлович, — мы пели кантату с оркестром. К нам вышел низенький седой дирижер — это был Семен Львович Лазерсон. Он взмахнул руками, и зазвучала музыка, а я сказал себе: там, перед оркестром, — мое место. Второе мое яркое воспоминание также связано с дирижером, уже с Гусманом. Он приехал в Горький на пост главного дирижера и проводил свою первую репетицию. Помню, Израиль Борисович все записывал на магнитофон, а потом приглашал всех оркестрантов на балкон послушать, как их игра звучит со стороны… В какой-то момент на балконе появилась очень красивая женщина, и Гусман смотрел на нее влюбленными глазами. Это была Лидия Дроздова, его супруга, с которой они вместе прибыли из Москвы…

Восторг от хаоса перед чудом

— В отличие от Саши, который жил в верхней части города и учился в капелле, я была простой девочкой с Автозавода, — вспоминает Ольга Томина. —
Тогда добраться до центра города — на двух трамваях с пересадкой — было делом сложным и долгим, и поездки на концерт для подавляющего большинства автозаводцев были чем-то почти нереальным. Но порой филармония сама приезжала на Автозавод. Я не помню, что именно звучало, но запомнился необычайный восторг. Настройка оркестра, этот особый хаос, предвосхищающий невероятное удовольствие, произвела глубочайшее впечатление. А потом я поступила в музыкальное училище, вновь попала на концерт — и это стало моим вторым и последним шагом на пути к филармонии.

Подтверждением того, что юбилей этот — отнюдь не местного значения, станет концерт оркестра филармонии в Москве. 30 января оркестранты во главе с маэстро Скульским выйдут на сцену одного из лучших концертных залов мира — Большого зала московской консерватории, где выступят с Элисо Вирсаладзе.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото предоставлено
пресс-службой филармонии.

Справка «НН»

Нижегородская государственная академическая филармония им. Мстислава Ростроповича — одна из крупнейших концертных организаций России, главный организатор симфонических, хоровых, камерных, органных и литературных представлений в Нижнем Новгороде и области. Ежегодно проводит около двух тысяч концертов, каждый год их посещает четверть миллиона человек. Многие культурные инициативы филармонии уникальны. Среди особенно значимых — циклы концертов для детей и общедоступные летние сезоны. Беспрецедентные фестивали и премьеры создали нашей филармонии столь громкое имя, что, например, для московских меломанов было обычным делом съездить в Горький послушать Шостаковича, Щедрина, Канчели или Шнитке, «не одобрявшихся» в столице.

Следите за нашими новостями в удобном формате