Ссылаться на мнения людей, которые представляются врачами, а также профессиональных ассоциаций или союзов в рекламе товаров и услуг собираются запретить. В Госдуму на рассмотрение внесен соответствующий законопроект.
Перекроют эфир?
По нему право высказываться о продвигаемой продукции могут лишь госучреждения, законодательно уполномоченные выдавать сертификат соответствия.
Поправки к действующему закону «О рекламе», как говорится в пояснительной записке к законопроекту, должны максимально снизить возможность недобросовестного воздействия рекламодателя на граждан при раскрутке на рынке всех видов товаров и услуг. И в самом деле, когда в рекламе
Достаточно вспомнить долгое время шедшую по двум нижегородским телеканалам передачу о мужском здоровье, в которой ведущий убеждал зрителей в том, что Нижний Новгород сделал шаг вперед в области медицинских разработок, что здесь открылся Центр инновационных технологий, что в нем можно найти медицинский терапевтический аппарат «Элинор», который признан урологами и андрологами всей страны.
Люди верили, звонили, выкладывали десятки тысяч рублей на абсолютно бесполезный прибор, а заодно на такого же действия дорогостоящие БАДы (биологически активные добавки) и даже не предполагали, что перед ними ломали комедию артисты одного из нижегородских театров.
Врачей проконтролируют
В конце прошлого года Росздравнадзору поручено следить и за рекламой лекарств в медучреждениях. По вступившему в силу «Положению о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» ведомство обязано проводить плановые и внеплановые проверки медучреждений, инспектируя даже договоры, которые они заключили на закупку лекарств и медизделий, а также контракты на проведение их клинических испытаний.
Этот же орган отныне следит и за тем, чтобы медицинские представители не распространяли в поликлиниках и больницах рекламные материалы лекарств и медизделий, а врачи не выдавали пациентам бесплатные образцы фармпродукции. Сотрудники Росздравнадзора наделены правом осматривать помещения на наличие рекламных материалов, рецептурных бланков, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата или медизделия, а также образцов лоббируемых препаратов.
Напомним, о наказании эскулапов за сговор с фармкомпаниями «НН» рассказывали еще в сентябре 2011 года. «Сговорчивым» Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) пригрозила штрафом в 40 тысяч рублей и дисквалификацией на три года.
По признанию нижегородских Парацельсов, пиаром «нужных» средств грешат терапевты, урологи, окулисты и неврологи. Но для подстраховки рекламные лекарства врачи, как правило, назначают в комплексе с уже проверенными.
Навар на переломе
Для подстраховки, видимо, делают травматологи в больницах областного центра и приписки на справках, выдаваемых попавшим к ним пациентам с переломами: «От гипса отказался». Но гипсоваться отказываются нижегородцы не просто так.
— Когда меня на скорой привезли, как потом выяснилось, с переломом шейки плеча в больницу, травматолог сказал, что вместо гипса, который бы мне наложили на половину тела, можно приобрести специальный бандаж, — вспоминает Валентина Андреева, которая получила травму накануне Нового года. —
С его слов я поняла, что это эквивалент гипса, только более удобный.
Заботливый врач дал пациентке список офисов ортопедического салона в Нижнем и Нижегородской области, в котором можно найти такой бандаж, и обрадовал скидкой в три процента, прилагаемой к его направлению.
И только спустя несколько дней, когда стресс и боль улеглись, а специалист ортопедического салона, забрав направление доктора государственного лечебного учреждения, поинтересовалась между прочим, из какой больницы прислали, пострадавшей и ее родственникам стало понятно, что две матерчатые полоски за две триста целковых, называемые бандажом, заботливый травматолог им пропиарил, работая на свой карман.
Филипп ВОЗНЕСЕНСКИЙ.