Все началось с ученых чудес

Все началось с ученых чудес

Самый первый фотопавильон в Нижнем Новгороде был открыт без малого 170 лет назад, в августе 1843 года, на Нижегородской ярмарке. Его открыл придворный оптик из Санкт-Петербурга Михаил Тицнер. Далее понаехали прочие столичные светописцы, а первое собственно нижегородское фотографическое заведение открылось пятнадцать лет спустя.

Начавшийся год, юбилейный для нижегородской фотографии, открылся в Русском музее фотографии сразу тремя выставочными проектами.

Фотоистория Нижнего довольно тесно связана с ярмаркой, где, помимо торговых рядов, располагались всякие ученые чудеса: помимо самого первого фотопавильона там работал «Электрический театр живых фотографий», позднее здесь обосновались Карелин и Дмитриев. И потому именно ярмарке посвящена первая экспозиция, скомпонованная из раритетных фотографий и открыток из фондов РМФ.

Что и говорить, Нижегородская ярмарка, отстроенная на полтора миллиона рублей, высвободившихся в бюджете благодаря волевому решению императора Александра I, отложившего ради великой стройки реконструкцию Зимнего дворца, была экономическим и культурным чудом. Уже в те времена фотографы стремились запечатлевать не только прекрасное-вечное, но и экстремальные события, и потому много снимков демонстрируют нам полузатопленные ярмарочные пейзажи — при когда-то полноводной Волге весенний разлив был по-настоящему серьезным бедствием. Между прочим, знаменитый иллюзионист Гарри Гудини, приезжавший в 1903 году в Нижний Новгород, чтобы выступить на ярмарке, написал в своих воспоминаниях: «Нижний Новгород — город специфический. Весной река поднимается и затапливает его на несколько месяцев. Поэтому местная полиция не позволяет никому жить здесь вплоть до конца лета».

Целенаправленное разрушение и упадок ярмарки, начавшиеся с революцией и окончательно состоявшиеся под флагом борьбы с нэпом, ведут к логическому продолжению экспозиции. Это выставка Сергея Покалякина, посвященная трагической судьбе сибирских пристаней — главных портовых сооружений ярмарки. Причалы и склады тянулись вверх по Волге на несколько сотен метров. Огромные корпуса пристаней подвергались разграблению с самой революции и к семидесятым годам, когда их, собственно, застал фотограф, представляли собой неописуемую картину руин прежних построек, заваленных промышленным мусором.

Выставки работают до 3 февраля.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Мнение

Георгий АХАДОВ, нижегородский фотограф:

— За сто семьдесят лет фотография проделала огромный путь. Если раньше вооружены камерами были только Дмитриев и Карелин, создававшие бесспорные шедевры, то сейчас кто угодно может «сделать фотографию», походя щелкнув что-нибудь на телефон. На мой взгляд, путь был проделан отнюдь не вперед и не вверх.

Следите за нашими новостями в удобном формате