Секрет висел на волоске

Секрет висел на волоске

С 1740 года между улицей Большая Покровская, за нынешним театром драмы, и Никольской башней кремля, как известно, стояла Верхнепосадская Никольская церковь, по которой, собственно, и получила свое название башня. Несколько веков нижегородцы, весьма чтившие святителя Николая Мирликийского, возносили свои молитвы к Господу, каялись, причащались и венчались в этом храме. Но в 1932 году церковь демонтировали…

С видом на некрополь

Напомним, вскоре неподалеку от этого места построили гостиницу «Москва». Но ничто не вечно на земле-матушке — напомним, в 1997 году снесли и ее.

Гостиница, как и когда-то стоявший там православный храм, была принесена в жертву новому времени, к тому же большинство ее несущих конструкций практически пришли в негодность. Когда «Москва» рухнула, на Большой Покровской пыль стояла столбом несколько дней. Однако вскоре после того, как она рассеялась, появился инвестор, пожелавший построить на этом месте комфортабельный отель. Когда же работы начались и экскаватор начал рыть котлован под фундамент, вместе с землей и строительным мусором его ковш вдруг выбросил на поверхность человеческие кости. Об этом в свое время рассказывали нижегородские СМИ. Тогда на месте снесенной гостиницы провели археологическую экспертизу, в ходе которой были обнаружены старинные погребения. Археологи приступили к раскопкам, подтвердившим: на обширной площади в районе бывшей гостиницы располагалось православное приходское кладбище XVII — XVIII веков.

Во время первого исследования под руководством археолога Игоря Еремина было вскрыто большое количество человеческих погребений. Вскоре после раскопок строительство нового отеля было приостановлено на долгие годы.

Лишь в начале второго десятилетия XXI века строительство продолжилось. Но в соответствии с действующим законодательством об обязательных археологических работах перед началом любого строительства в исторической части Нижнего Новгорода требуется провести охранные раскопки. Поэтому в 2011 году на площадке котлована второй очереди будущей гостиницы археологи вновь приступили к исследованиям старинного некрополя.

Об этом на очередном заседании общества «Нижегородский краевед», традиционно проходившем в областной библиотеке имени Ленина, нижегородцам поведала заместитель директора по НИР ООО «Археологическая служба» Татьяна Гусева. Как она напомнила, Никольская церковь была возведена на территории уже располагавшегося там в XVII веке кладбища. Как и в 1990-е, на площади раскопок более чем в 600 квадратных метров были обнаружены останки более 1500 погребенных, в том числе около 800 непотревоженных захоронений. На многих скелетах археологи обнаружили православные нательные кресты.

«Шапочка» дорогого стоит

Но более всего ученых удивило одно из женских захоронений, которое оказалось в самой гуще близко расположенных могильных ям, среди сотен останков рядовых нижегородцев. На черепе у одного из многочисленных женских скелетов археологи расчистили прелый головной убор. По определению московских антропологов, женщина умерла в возрасте 30 — 35 лет. Найденную «шапочку» отправили в Москву на реставрацию, и вскоре пролежавший под землей несколько столетий восстановленный артефакт вернулся в Нижний Новгород. Мало того, к нему прилагалась рукопись, сама находка добавила нижегородским исследователям одну очень интересную загадку.

Оказалось, что эта «шапочка» — редчайшая находка. Это так называемый волосник — шапочка из шелкового очелья и ажурного кружевного или сетчатого верха, которую русские замужние женщины носили под платком или кокошником в XVI — XVII веках. Сам волосник плотно покрывал голову, чтобы ни одна прядь не выходила наружу. В старину считалось, что в волосах хранится особая сила человека, его жизненная энергия, именно поэтому покрыть их значило защитить человека и его семью от происков злых сил. Вероятно, именно поэтому хождение женщины с непокрытой головой считалось греховным поступком. Головной убор был сложным изделием и состоял из нескольких богато украшенных предметов — волосника, кокошника, кики, убруса, платка и др. Он входил в состав традиционного костюма, и о его бытовании известно по этнографическим данным вплоть до начала ХХ века.

Согласно заключению реставраторов, нижегородский волосник состоит из плетеного верха, пошитого золотными нитями в технике «спрэнг» (sprаng — особая старинная техника плетения «на стене» или «на раме», распространенная в прошлом у разных народов), а также тканевого очелья, сшитого из красной ткани с вышивкой золотными нитями. Под очельем для его укрепления была подшита подкладочная ткань. Волосник сшивался красной шелковой нитью. Под плетеной частью, между сеткой и волосами, были обнаружены небольшие фрагменты утраченной ткани. Вероятно, это следы другого головного убора — небольшой нижней шелковой шапочки или же остатки убруса (нарядного головного покрывала, платка). Очелье волосника было также украшено золотным шитьем. На нем был вышит орнамент в виде двух древ жизни и бредущими навстречу друг другу единорогами, символизировавшими на Руси женское начало. Нижний край очелья венчала узкая полоса из растительных побегов. Кстати, время изготовления нижегородского волосника московские реставраторы определили концом XVI — началом XVII века.

Среди простых смертных

Чем же так примечателен этот чудом сохранившийся головной убор, а тем более его хозяйка? Дело в том, что покупка шелка, золотых, серебряных нитей и само изготовление волосников на Руси в те времена было очень дорогим удовольствием, да и процесс его изготовления занимал очень много времени. И хотя ношение волосника в то время являлось обязательным атрибутом костюма любой замужней женщины, такие дорогие головные уборы имели лишь замужние женщины царского дома — царицы, княжны или знатные боярыни.

По имеющимся сведениям, волосников обнаружено всего чуть более 30. Они найдены в Москве на некрополях Вознесенского, Симонова и Новоспасского монастырей в Кремле, церквей Знамения и Покрова на Рву, в усыпальнице Годуновых в Троице-Сергиевой лавре, в Покровском и Спасо-Ефимьевском монастырях в Суздале. Буквально каждая из их хозяек имела весьма высокий социальный статус. Например, самый ранний волосник, пошитый в конце XV века, найден в Вознесенском соборе Московского Кремля в усыпальнице бывшей византийской принцессы Софьи Палеолог — жены Ивана III, умершей в 1503 году. Богато расшитые волосники ученые нашли и в погребениях жен Ивана Грозного — Марии Темрюковны и Марфы Собакиной.

Так что же за знатная особа была похоронена в XVII веке на общественном погосте Никольской церкви среди тысяч обычных горожан? Ведь носителям таких волосников было предначертано быть погребенными в монастырской или храмовой усыпальнице или на почетном месте подле собора, но никак уж не среди тысяч посадских людей — торговцев, купцов, ремесленников. Татьяна Гусева знает, что согласно Нижегородской писцовой книге 1621 — 1622 года и переписной книге 1678-го среди прихожан Никольского храма не было знатных горожанок, которым могли принадлежать настолько дорогие головные уборы.

Правда, совершенно не исключено, что в Нижнем Новгороде могла уйти из жизни далеко не одна из неугодных царям знатных женщин. Например, в первой половине XVII века (кстати, подходит ко времени описываемого женского захоронения), в нашем городе долгие годы жила Мария Хлопова — дочь дворянина из Коломны — нареченная невеста Михаила Федоровича Романова. Некоторое время Мария прожила в Москве, в царском дворце, и ей были оказаны особые почести — «словно царице». Но в 1621 году, по высочайшему царскому повелению, ей надлежало поселиться на некогда принадлежавшем Кузьме Минину дворе в Нижегородском кремле. Так она и прожила в Нижнем до самой своей смерти в 1633 году.

А может быть, какая-нибудь знатная боярыня из царского окружения одарила своим волосником неизвестную нижегородскую простолюдинку за некие особые заслуги. Когда же та ушла из жизни, ее так и отправили в царство мертвых в этом дорогом подарке… Вообще, на сей счет можно выдвигать самые разные гипотезы, но боюсь, что тайна имени хозяйки волосника так и останется нераскрытой. Хотя кто знает? Как бы там ни было, в любом случае такая находка в Нижнем Новгороде — явление поистине уникальное.

Дмитрий КАРАБЕЛЬНИКОВ, нижегородский исследователь.

Сюжет: История

В сюжете

Следите за нашими новостями в удобном формате