В Совете Федерации Федерального Собрания прошло совещание на тему: вступление России во Всемирную торговую организацию: проблемы адаптации агропромышленного комплекса», в котором приняли участие члены комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, сенаторы, представители органов исполнительной власти, ученые и бизнесмены. На это совещание был приглашен (по инициативе члена Совета Федерации Александра Подлесова) проректор Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии по международным связям и инновационной политике, доктор наук, председатель Совета директоров Нижегородского Зернового Союза Александр Самоделкин.
- Переговоры по вступлению России в ВТО длятся 13 лет, намеченная дата вступления на конец 2006 года также находится под вопросом из-за незавершенных двусторонних переговоров с США о доступе на рынки и медленного продвижения многосторонних переговоров о соответствии России нормам ВТО. Президент Владимир Путин на встрече в Кремле с представителями российских деловых кругов отметил, что кроме «.. отраслей, который крайне заинтересованы в этом шаге, есть и другие отрасли российской экономики, которые ждут от нас взвешенных решений».
«Одним из важнейших факторов, влияющим на продовольственную безопасность страны, являются условия вступления во Всемирную торговую организацию в части, касающейся агропромышленного комплекса.
Дело в том, что принятая энергетическая политика при переговорном процессе по вступлению России в ВТО усугубляет неконкурентоспособность нашего сельского хозяйства. Сегодня ухудшается состояние производственного потенциала села: земли, основных фондов и трудовых ресурсов. Прирост валовой продукции сельского хозяйства за истекший год составил 2 процента. Это существенно меньше, чем в целом по экономике страны.
Рост цен на сельскохозяйственную продукцию значительно отставал от повышения цен на энергоносители и средства производства.
Увеличился импорт продовольствия. Руководитель отдела внешнеэкономической деятельности ВНИИ экономики сельского хозяйства РАСХН академик МАИ Тарасов в своем выступлении отметил, что «наряду с очевидным замедлением темпов производства продукции сельского хозяйства, серьезным диссонансом выглядят данные об интенсивном росте потребления основных продуктов питания».
Ежегодно увеличивается разрыв между спросом и предложением российских производителей, то есть резко повышается импорт продовольствия. Таким образом, еще не вступив в ВТО, мы теряем продовольственную безопасность. Уровень поддержки сельского хозяйства в России в десятки раз ниже, чем в ЕС. На одного работника российского сельского хозяйства приходится около 300 евро в год, а в ЕС – 3000 евро в год.
Руководители АПК Европейского Союза настаивают на снижении протекционистской защиты сельского хозяйства в России, в то время, как уровень мер поддержки на 1 га в России 20 долларов, в Швейцарии 238, в 119 раз больше, в Японии в 328 раза, в ЕС – в 35 раз больше. Тогда возникает вопрос – какие же эксперты консультируют министерство экономического развития и торговли, на чем настаивает ЕС?
Снижение таможенных пошлин еще шире откроет дорогу импортным товарам на отечественный рынок, в первую очередь продукции птицеводства и свиноводства, так как себестоимость производства мяса на западе значительно ниже отечественной. Это выполнение приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства» в тупик, а его участников к банкротству. Это означает, что абсолютное большинство предприятий сельского хозяйства, пищевой, перерабатывающей промышленности обанкротится, а огромное количество граждан останутся без работы и средств к существованию.
Например, как можно принять требование ЕС по поставке замороженной свинины без исследований на трихинеллез, против чего категорически выступает ветеринарная служба России, а также отмену маркировки на продуктах питания «генетически модифицированный продукт»? Мы подвергнем еще большей опасности свое население, чем угроза эпидемии птичьего гриппа. При этом развитые страны, чтобы сохранить свое присутствие на рынке, не жалеют никаких средств для своих крестьян.
Самый достойный пример нам подают страны Западной Европы в том, что рост производства идет за счет научно-технического прогресса. На первом месте инновационные и информационных технологии. Если России тратит на науку в АПК 100 миллионов долларов, то США – 1 миллиарда 600 миллионов долларов в год. Как конкурировать при такой поддержке науки?
И все-таки преимущества у ВТО есть. Прежде всего, это возможность влияния на сокращение субсидирования импорта зарубежных государств, рост многообразия товаров и услуг на внутреннем рынке, улучшение инвестиционного рейтинга страны, повышение конкурентоспособности национальной экономики и так далее.
При всех проблемах, стоящих на пути вступления в ВТО, необходимо внимательно изучить внутренний ресурс своих регионов, повысить ответственность чиновников на местах.
Надо отдать должное губернатору Валерию Павлиновичу Шанцеву, что за последние 15 лет в Нижегородской области появилась долгосрочная программа развития региона с глубоким анализом ситуации и перспективой развития всех отраслей. Это очень положительно в том плане, что хотят или нет чиновники, особенно среднего звена, их заставят работать головой.
В области были прекрасные проекты «Мясное скотоводство», «Рапс», «Рожь», «Лук» и другие, работали ученые, авторы лучших сортов зерновых и зернобобовых культур. На все это выделялись бюджетные средства. Нов итоге бесконтрольность со стороны чиновников, отсутствие системы работы, нарушение технологии, нежелание учитывать специфику той или иной территории привело к тому, что средства ушли в песок, а область оказалась у разбитого корыта, и сейчас ученые-селекционеры не изъявляют больше особого желания сотрудничать с областью.
Приходится снова возвращаться на круги своя, говорить о необходимости выращивания рапса, льна, арзамасского лука и конкурентоспособности этих культур. Так и не создав развитое мясное скотоводство в отдельных северных районах области, потратив деньги на дотации для всех желающих, чиновники поставили крест на целой отрасли, с таким трудом создававшейся в области.
Тем не менее, потеряв отрасль, нижегородские бизнесмены, в отличие от чиновников, подняли цену высококачественной говядины и открыли магазины «Мраморные стейки». Вот только завозят из из-за границы и удивляются, что в Нижнем мы тоже можем выращивать этот ценный скот и поставлять свежее, а не вымороженное мясо. Так что, прежде чем огульно критиковать ВТО, давайте объективно оценим себя.
Сегодня необходимо, кроме финансовых вливаний, сделать шаги системного подхода к научному обеспечению АПК.
Соответствующий координационный Совет, куда войдут все научные учреждения аграрного профиля, а первоочередной задачей этого Совета должна стать разработка системы ведения АПК области, ее реализация и контроль, в том числе проведение экспертизы законодательных актов, касающихся сельскохозяйственного производства.
В области кадровой политики требуются совместные усилия, направленные на реализацию программы кадрового обеспечения села. Это и организация центра оценки кадрового потенциала АПК Нижегородской области, и обеспечение реализации закона «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных кадров Нижегородской области» с расширением его возможностей с учетом изменившейся ситуации, создание областного банка данных кадрового потенциала АПК, организация школ практического обучения на базе 5 лучших сельскохозяйственных предприятий, подготовка антикризисных управляющих на основе целевых контрактов и целый ряд других конкретных предложений.
Кстати, в итоговом документе совещания, прошедшего в Совете Федерации, Российскому Правительству было предложено принять необходимые меры по разработке федеральной и региональных программ адаптации АПК к условиям вступления России в ВТО. А также было рекомендовано всем отраслевым предпринимательским Союзам и ассоциациям принять активное участие в разработке мер по компенсации угроз для АПК и смежных отраслей промышленности, связанных со вступлением в ВТО.
Подготовил Александр ПЕТРОВ.