Не жалко и «брильянта»

Не жалко и «брильянта»

По мере роста сумм в платежках, присылаемых нижегородцам за жилищно-коммунальные услуги, уменьшается шрифт, которым отпечатаны эти суммы и информация о поставщиках услуг. Сегодня это самый маленький шрифт, который применяется в полиграфии, и называется он на профессиональном языке «брильянтом» или «диамантом».

Чтобы не заморачивались?

Его «драгоценное» название отнюдь не делает платежки удобочитаемыми. А если учесть, что обязанности по оплате коммунальных услуг в семье чаще всего возлагают на самых свободно располагающих временем бабушек и дедушек, то разбираться в подковерных кульбитах тарифов им просто не с руки. А может, на то и рассчитана такая печать, чтобы народ не забивал себе голову, разбираясь в цифрах, а просто платил?

На самом деле разбираться хотят и засыпают редакцию «НН» жалобами на невозможность прочитать невооруженным глазом то, что содержится в платежке.

— Жители оборвали телефоны с претензиями на нечитабельность квитанций. Да мы и сами не можем разглядеть того, что написано. Но, к сожалению, мы последнее звено в этой цепочке и начальство к нам не прислушивается, — призналась нам оператор дуковского call-центра, куда редакция пыталась переадресовать претензии жильцов. — Оформляйте жалобы в письменном виде и направляйте к нам.

К попыткам заморочить голову гражданам можно отнести и еще одно новшество с платежками. С ним столкнулись те, кто установил счетчики на горячую и холодную воду.

— В декабрьской квитанции счет на потребленный ресурс дублировался. И если при оплате на почте отрывали верхний корешок, то у меня в «жировке» оставался дубль показателей за потребленный ресурс, — жалуется жительница дома № 6 по улице Премудрова областного центра Жанна Сахарова. — Теперь этот дубль убрали, хотя места на квитке предостаточно. Хочешь не хочешь, но за услуги ЖКХ будешь расплачиваться только через банкоматы, которые корешки не рвут, или придется заводить амбарную книгу и заносить туда показания счетчиков…

Но и тем, кто привык общаться с банкоматами «на ты», придется несладко. Ведь при свершении операции они имеют обыкновение спрашивать имя сборщика платежей. В уголке декабрьских квитанций им еще значился информационно-расчетный центр ООО «Центр-СБК». В январских квитках имени сборщика коммунальных податей уже нет. Но далеко не все банкоматы оснащены считывающими информацию штрихкодами, а плательщик не обязан знать его наименование наизусть…

Никакого мошенничества…

— Постановление правительства РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» определяет требования к объему и способам ее раскрытия. Но про шрифт он не говорит ничего. И приказ Минрегионразвития также оговаривает лишь объемы предоставляемой информации. А потому мы никак не сможем привлечь домоуправляющую компанию к ответственности, — размышляет юрист-консультант Государственной жилищной инспекции Нижегородской области Анна Леонидова. — Но, с другой стороны, заказ ДУКу на обслуживание выдают все-таки жильцы. И если они не могут разглядеть то, что написано в платежном счете, они в праве поднять этот вопрос на своем общем собрании, направив решение в обслуживающую организацию. И та обязана прислушаться!

В случае если же ДУК не пойдет на изменения «стиля общения», придется решать вопрос через суд. Благо по связанным с защитой прав потребителей судебным искам госпошлина с истцов не взимается.

Если неудобства в оформлении квитанций появляются, значит, это кому-нибудь нужно. Возможно, скоро в платежки зашифруют новую коммунально-буржуинскую тайну, чтобы заставить безропотно оплатить и ее?..

Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Комментарий

Александр Николаевич ШАРАШКИН, Советник управления по связям с общественностью Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ):

— У Фонда ЖКХ нет полномочий по разъяснению нормативных актов, принятых другими ведомствами или органами власти. Но мы добросовестно пытались помочь в разрешении ваших вопросов. Каких-либо регламентирующих указаний по размеру шрифта в нормативных документах нами не найдено. Как вариант у получателей «нечитаемых» квитанций есть возможность пожаловаться в региональную жилищную инспекцию, в прокуратуру либо в суд.

Следите за нашими новостями в удобном формате