И белым блюз по зубам

И белым блюз по зубам

Михаил Мишурис и его блюзовая банда выступили перед нижегородскими меломанами. Яркий представитель отечественного блюза признался накануне концерта корреспонденту «НН»: «Сидеть на одном месте, даже если это место хорошее, скучно. Стабильно играем в Москве, и нас ждут, но иногда мы все отменяем, садимся на поезд и отправляемся за новыми впечатлениями».

 

Белые — второй сорт?

 

— Правда ли, что вас отправили в Штаты, чтобы настроить на серьезную учебу, а вы взяли да и ушли в музыку?

— Неправда. Может, кто-то думал иначе, но лично я сразу туда поехал за музыкой. Не то чтобы целенаправленно к конкретному педагогу, а так, походить по клубам, послушать, проникнуться… Чикаго — место, священное для блюзмена. Что до уроков, изначально я их брать ни у кого не собирался, но вскоре понял, что стоит всерьез задержаться.

— Научили ли вас в Чикаго «тайному ингредиенту» блюза? Ведь говорят, что по-настоящему играть его белые не способны…

— Способны. Но почему-то во всех странах мира предпочитают классику полувековой и более давности, исполняемую афроамериканцами, типа Мадди Уотерса. Несомненно, в России блюзменам труднее, чем где-либо в мире. Сколько талантливых судеб загублено! Любой афроамериканский аферист с гитарой воспринимается без раздумий на ура, мол, «наши так не могут».

Было бы за что платить!

— Как вы расцениваете тему продажи души в обмен на мастерское владение инструментом?

— Думаю, эта идея родилась среди сельского богобоязненного населения южных штатов. Блюзовые музыканты сильно выделялись своим образом жизни: прилично одевались, много пили, вели распутный образ жизни и жили совершенно не тем трудом, который преподносился как праведный.

Действительно, если человек полностью отдается любимому делу, он несколько выпадает из общества, и неизбежно страдают окружающие. Психическая неуравновешенность обычно свойственна увлеченным людям, и они способны превратить жизнь близких в ад. Да, приходится жертвовать стабильностью, мещанской обустроенностью, порой и людьми. Это лишь звучит романтично, а на деле депрессии, алкоголизм, наркомания-то, что пришлось пройти не одной тысяче выдающихся исполнителей.

— Если бы не блюз, могло быть что-то иное?

— Нет. Я слушал только себя и шел по этому курсу. В двадцать лет мы собирались в подвале, пили портвейн и разговаривали о музыке, слушали блюз и пытались его играть. Ни славы, ни поклонниц у нас тогда не было Но… Помните, что за время было на рубеже 80 — 90-х? Тогда в стране все перемешалось, и было очень трудно понять, что такое «правильно». Ни один из моих знакомых, слушавших советы родителей, не преуспел в карьере, а наибольших успехов добился тот, кто вопреки всем играл музыку. Это басист Рома Мамаев — в свое время мы, кстати, приезжали с ним в Нижний Новгород. Теперь он играет в группе «Несчастный случай» и ведет вполне комфортный образ жизни, идеальный для музыканта: гастролирует в свое удовольствие, не особо напрягаясь… У меня бывало свыше двадцати концертов в месяц, и это адский труд, но нам никогда не платили так, чтобы слишком. Если в душе есть комфорт и ощущение того, что все в порядке, — это прекрасно, и никакие деньги того не стоят.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Автор благодарит Алексея Скулова за предоставленную возможность интервью.

Следите за нашими новостями в удобном формате