Юрий ЛОЗА:«Мой „Плот“ упирается в формат»

Юрий ЛОЗА:«Мой „Плот“ упирается в формат»

Юрий Лоза дал в Нижнем Новгороде большой концерт, исполнив на нем свои известные и новые песни. А потом мы созвонились с музыкантом, чтобы поговорить о жизни, творчестве и о многом другом.

На заказ и для души

— Юрий Эдуардович, вас называют то рок-исполнителем, а то чуть ли не бардом. А на какой музыке росли вы, что вы слушали, когда вам было 17 лет, 20?

— Видите ли, у человека в 15 — 17 и в 20 — 25 лет разные вкусы. Но меня всегда привлекала мелодичная музыка. Сегодняшняя меня абсолютно не трогает, потому что в ней не хватает мотива, гармонии. И сегодня я продолжаю слушать то, что мне всегда нравилось.

— Но какие-то предпочтения у вас все же, наверное, были? Вот все тогда слушали «Битлз», вы, вероятно, тоже?

— Безусловно. Они мне дали очень много. Я не понимаю ни слова по-английски, но с удовольствием всегда их слушаю — только из-за того, что это очень хорошо сделано музыкально. Почти никто из нас без их влияния не обошелся. И когда говорят, что всего достигли сами, я им напоминаю: «Стоп, ребята, вы же все равно их слушали!»

— А советская эстрада тех лет вас совсем не привлекала?

— Я не мог воспринимать эстраду, как все остальные. Да, я исполнял подобные песни в ресторанах и должен был ее знать. Недавно я посчитал, что «выдал» более тысячи хитов, из них половину на иностранных языках. И эти песни я должен был показать так, чтобы их заказывали еще и еще.

— Говорят, вы никому не отдаете свои песни?

— Они были созданы и аранжированы в определенном ключе. Что-то в них менять сейчас — только их портить. Я не хочу ни под кого подстраиваться, завоевывать молодежь, у которой свои кумиры, я для нее все равно старый.

В стране победившего КВН

— В свое время вы участвовали в легендарном фестивале «Весенние ритмы — 80» в Тбилиси…

— Это была этакая большая пьянка на пять дней. Само шоу было очень кислым. Все было настолько скандально…

— Тогда говорили, в пику тогдашней эстраде?

— Да не было никакого противостояния! Туда съехался народ со всей страны по совершенно непонятному принципу — от исполнителей диксиленда до панков. На сцене никакой аппаратуры. Лишь у «Интеграла», в котором я тогда работал, был чуть ли не единственный более-менее сносный «аппарат». Сильно выступила «Машина времени», но только потому, что мы им помогли со звуком, иначе никто бы не услышал, о чем там Макаревич вещает.

— Раз уж вы вспомнили «Интеграл»… Общаетесь ли сейчас с его создателем Бари Алибасовым?

— Практически нет. Алибасов решил, что это он сделал того или иного исполнителя, в том числе и меня. Но это не так. Он имел бы право так говорить, если после ухода из группы я бы продолжал делать то же самое. Но я занялся совершенно иным, стал писать «умные» песни.

— Однако эти «умные песни», наверное, не получают такого резонанса, как попса? Вам не обидно, что они, как говорится, сейчас не формат на радиостанциях?

— На радиостанциях формат то, что звучит три минуты. А «Плот» — целых пять, и потому он там «не катит». А вы знаете, что его я написал еще у Алибасова и что эта песня ему тогда очень не понравилась? Но я-то знаю, что мои песни хороши. И многие так считают. А люди, которые сегодня формируют эфир, не ведут за собой зрителя, а опускают его до попсового плинтуса. Мы думали, что будем жить в стране победившего коммунизма, а живем в стране победившего КВН.

Вовсе не так уж плох…

— Общаетесь ли вы с кем-то из музыкантов?

— Есть хорошие, талантливые музыканты, Костя Никольский например. Мы с ним иногда бываем на всяких мероприятиях, он приезжал ко мне на день рождения на мой концерт, я тоже гостил у него на юбилее. Мы музыканты, и нам есть что сказать друг другу.

— В фильме «Благотворительный бал» за кадром лейтмотивом звучит ваша песня «Плот». Как она попала в эту картину?

— Я отдал режиссеру Эфроиму Севеле ее безвозмездно. Он приехал ко мне домой, показал сценарий, сказал, что будут играть Леонид Филатов, Кристина Орбакайте… Но это обычный прием режиссеров — обещать, что фильм будет замечательный и тому подобное… Это была малобюджетная бедненькая картина. История там неплохая, но в ней не хватало сюжетных линий, это я как сценарист говорю.

— Кстати, почему вы вдруг стали писать еще и пьесы? «Культур-мультур» вот вышла, сейчас, говорят, еще что-то готовите…

— Мне отец еще говорил, что лучший отдых — это смена деятельности, так что мне всегда все было интересно. Если вы посмотрите на мои песни, они все разные, у меня нет единого стиля — сегодня это может быть какая-то рок-н-ролльная вещь, завтра — балладная, просто гитарная. Скучно играть один рок или только баллады.

— Что вам сейчас интересно слушать, читать?

— Интересны сценарии, я их читаю, чтобы понять, как это сделано. У меня в соседях Филипп Янковский, он мне подбрасывает разную классику. Вчера до слез довело совместное выступление Стинга и Стива Уандера. Когда два больших музыканта играют вместе — это здорово. У нас, к сожалению, такое увидишь нечасто.

— Знаю, что семья у вас тоже творческая. Жена пела, сейчас пишет стихи, сын тоже стал певцом, правда оперным…

— Оперный и эстрадный мир никак не пересекаются. Но, конечно, я знаю, как и где он работает, — этой зимой поет в Вене, в одном из известных театров. Мы часто созваниваемся. А жена Светлана — профессиональный поэт, выпускница Литинститута.

— А что вам еще близко кроме музыки и литературы?

— Отдых. Как сказал Джимми Хендрикс, самое лучшее — это сидеть на берегу океана и слушать звук волн.

Оксана ЗЕМСКАЯ.
Фото
natasha-bitten.ru.

Справка «НН»

Юрий ЛОЗА — композитор, певец. Родился 1 февраля 1954 года в Свердловске. Прославился в начале 80-х проектом «Примус». Работал в группах «Интеграл», «Зодчие» и др. С начала 80-х стал выступать сольно. Записал множество песен, но самой знаменитой до сих пор многие считают «Плот». Пишет также пьесы.

Кстати

— Я только что написал книгу «Научу писать хит», и мне на время пришлось погрузиться в нынешний эстрадный мир, посмотреть то, что там сейчас происходит, — рассказывает Юрий Лоза. — Но после этого погружения я перестал слушать эстраду совсем. Это самое настоящее учебное пособие. Прочитав эту книгу, вы можете понять, как написать хорошую песню. Я не учу поэзии и восприятию мира, я учу именно ремеслу.

Следите за нашими новостями в удобном формате