Юрий Лоза дал в Нижнем Новгороде большой концерт, исполнив на нем свои известные и новые песни. А потом мы созвонились с музыкантом, чтобы поговорить о жизни, творчестве и о многом другом.
На заказ и для души
— Юрий Эдуардович, вас называют то
— Видите ли, у человека в 15 — 17 и в 20 — 25 лет разные вкусы. Но меня всегда привлекала мелодичная музыка. Сегодняшняя меня абсолютно не трогает, потому что в ней не хватает мотива, гармонии. И сегодня я продолжаю слушать то, что мне всегда нравилось.
— Но
— Безусловно. Они мне дали очень много. Я не понимаю ни слова
— А советская эстрада тех лет вас совсем не привлекала?
— Я не мог воспринимать эстраду, как все остальные. Да, я исполнял подобные песни в ресторанах и должен был ее знать. Недавно я посчитал, что «выдал» более тысячи хитов, из них половину на иностранных языках. И эти песни я должен был показать так, чтобы их заказывали еще и еще.
— Говорят, вы никому не отдаете свои песни?
— Они были созданы и аранжированы в определенном ключе.
В стране победившего КВН
— В свое время вы участвовали в легендарном фестивале «Весенние ритмы — 80» в Тбилиси…
— Это была этакая большая пьянка на пять дней. Само шоу было очень кислым. Все было настолько скандально…
— Тогда говорили, в пику тогдашней эстраде?
— Да не было никакого противостояния! Туда съехался народ со всей страны по совершенно непонятному принципу — от исполнителей диксиленда до панков. На сцене никакой аппаратуры. Лишь у «Интеграла», в котором я тогда работал, был чуть ли не единственный
— Раз уж вы вспомнили «Интеграл»… Общаетесь ли сейчас с его создателем Бари Алибасовым?
— Практически нет. Алибасов решил, что это он сделал того или иного исполнителя, в том числе и меня. Но это не так. Он имел бы право так говорить, если после ухода из группы я бы продолжал делать то же самое. Но я занялся совершенно иным, стал писать «умные» песни.
— Однако эти «умные песни», наверное, не получают такого резонанса, как попса? Вам не обидно, что они, как говорится, сейчас не формат на радиостанциях?
— На радиостанциях формат то, что звучит три минуты. А «Плот» — целых пять, и потому он там «не катит». А вы знаете, что его я написал еще у Алибасова и что эта песня ему тогда очень не понравилась? Но
Вовсе не так уж плох…
— Общаетесь ли вы с
— Есть хорошие, талантливые музыканты, Костя Никольский например. Мы с ним иногда бываем на всяких мероприятиях, он приезжал ко мне на день рождения на мой концерт, я тоже гостил у него на юбилее. Мы музыканты, и нам есть что сказать друг другу.
— В фильме «Благотворительный бал» за кадром лейтмотивом звучит ваша песня «Плот». Как она попала в эту картину?
— Я отдал режиссеру Эфроиму Севеле ее безвозмездно. Он приехал ко мне домой, показал сценарий, сказал, что будут играть Леонид Филатов, Кристина Орбакайте… Но это обычный прием режиссеров — обещать, что фильм будет замечательный и тому подобное… Это была малобюджетная бедненькая картина. История там неплохая, но в ней не хватало сюжетных линий, это я как сценарист говорю.
— Кстати, почему вы вдруг стали писать еще и пьесы?
— Мне отец еще говорил, что лучший отдых — это смена деятельности, так что мне всегда все было интересно. Если вы посмотрите на мои песни, они все разные, у меня нет единого стиля — сегодня это может быть
— Что вам сейчас интересно слушать, читать?
— Интересны сценарии, я их читаю, чтобы понять, как это сделано. У меня в соседях Филипп Янковский, он мне подбрасывает разную классику. Вчера до слез довело совместное выступление Стинга и Стива Уандера. Когда два больших музыканта играют вместе — это здорово. У нас, к сожалению, такое увидишь нечасто.
— Знаю, что семья у вас тоже творческая. Жена пела, сейчас пишет стихи, сын тоже стал певцом, правда оперным…
— Оперный и эстрадный мир никак не пересекаются. Но, конечно, я знаю, как и где он работает, — этой зимой поет в Вене, в одном из известных театров. Мы часто созваниваемся. А жена Светлана — профессиональный поэт, выпускница Литинститута.
— А что вам еще близко кроме музыки и литературы?
— Отдых. Как сказал Джимми Хендрикс, самое лучшее — это сидеть на берегу океана и слушать звук волн.
Оксана ЗЕМСКАЯ.
Фото
Справка «НН»
Юрий ЛОЗА — композитор, певец. Родился 1 февраля 1954 года в Свердловске. Прославился в начале
80-х проектом «Примус». Работал в группах «Интеграл», «Зодчие» и др. С начала80-х стал выступать сольно. Записал множество песен, но самой знаменитой до сих пор многие считают «Плот». Пишет также пьесы.
Кстати
— Я только что написал книгу «Научу писать хит», и мне на время пришлось погрузиться в нынешний эстрадный мир, посмотреть то, что там сейчас происходит, — рассказывает Юрий Лоза. — Но после этого погружения я перестал слушать эстраду совсем. Это самое настоящее учебное пособие. Прочитав эту книгу, вы можете понять, как написать хорошую песню. Я не учу поэзии и восприятию мира, я учу именно ремеслу.