«Боюсь благополучия…»

«Боюсь благополучия…»

…А еще он любил море, осень, Винсента Ван Гога. Так писал Леонид Енгибаров в своей автобиографии. В 60-70-е ему рукоплескали миллионы. Ни до, ни после него так, как он, выходить на манеж и дарить людям настроение не умел никто. Его вообще было трудно скопировать, нельзя повторить.

 

Любили и не понимали

В Нижнем Новгороде в канун дня рождения артиста решили отдать должное великому клоуну. В Доме актера открылась выставка, где с фотографий на нас смотрит знакомое лицо грустного артиста, у которого вопреки профессии была совсем не веселая жизнь.

— Он был как Высоцкий в музыке, — вспоминает художественный руководитель Нижегородского цирка Михаил Багдасаров, лично хорошо знавший Енгибарова. — Зрители очень любили его. Марсель Марсо называл его величайшим артистом жанра. Енгибарова ценили (и снимали в своих фильмах) Сергей Параджанов и Ролан Быков. Но в самом цирке то, что он делал на манеже, понимали не всегда. Он был первооткрывателем жанра, а от него требовали обычных трюков, которые делали все. Это и привело к драматической развязке. У него стало плохо с сердцем. Он бросил цирк, ушел, была вторая попытка, она не увенчалась успехом. Работал где-то в кружках. И уже накануне смерти снова пришел в цирк с заявлением. У нас всегда талантливых людей подталкивают к уходу. Гагарин, Высоцкий, Енгибаров… Их просто уничтожали. Ему, великому клоуну, не давали работать.

— А разве сегодня в этом смысле лучше?

— Нет. Еще хуже. Сейчас талантливые люди порой просто не могут пробиться. Тогда хоть можно было, как тот же Борис Моисеев, на эстраду из цирка выйти.

Внук пошел по стопам деда

— Вот для того, чтобы такого не похожего ни на кого клоуна не забывали, и проводят фестивали Енгибарова, — рассказывает режиссер и сценарист цирковых проектов Наталья Романова. — Они уже прошли в Киеве и Петербурге. Теперь мы хотим провести вечер в Нижнем, где соберутся лучшие мимы города. Ведь многие нижегородские цирковые клоуны, коллективы «Малиновая гряда» и, увы, не существующая сейчас «Скица» появились под влиянием именно Енгибарова. Вечер пройдет в Доме актера 15 февраля, вести его будет нижегородская клоунесса Алена Агеева. А назвать мы его решили «Я вернулся, чтобы посмотреть». В цирке тоже отметят день рождения артиста, правда позже — в марте.

— Говорят, сейчас дело Енгибарова продолжает его внук?

— Это удивительная история. Петер Поппер вырос в Чехии. Он был гончаром, потом торговал в табачном киоске, и как-то ему сказали две русские женщины: «Как вы похожи на Леонида Енгибарова!» Петер улыбнулся: «А я его внук!» О дедушке он тогда знал крайне мало. Потом он заинтересовался его жизнью, стал искать архивы. Сейчас живет в Екатеринбурге, выучил русский язык и работает, как и его знаменитый дед, в цирке.

Оксана ЗЕМСКАЯ.
Фото автора.

Справка «НН»

Леонид ЕНГИБАРОВ (1935 — 1972) — клоун-мим, создатель амплуа грустного клоуна. Родился в Москве, окончил цирковое училище. В 1959 году дебютировал на манеже цирка. Имел оглушительный успех в СССР и за рубежом. Создатель спектаклей «Звездный дождь», «Причуды клоуна». Снимался в фильмах «Айболит-66», «Тени забытых предков», «Печки-лавочки» и др.

Кстати

Клоун Юрий Терешкин (на фото) рассказал, как совсем юным артистом встретился с Леонидом Енгибаровым в Москве:

— Он тогда похвалил мое выступление. Но я-то не знал тогда его в лицо! Спрашиваю коллег: «Кто это был?» Потом очень переживал, что не получилось поговорить и поучиться…

Следите за нашими новостями в удобном формате