В марте кончается время, когда можно относительно бесплатно стать собственником своей квартиры. После этого не только приватизировать, но и деприватизировать жилье станет затруднительно. Муниципальную квартиру если и можно будет выкупить, то, скорее всего, по рыночной стоимости.
Еще вопрос, кто выиграл
— Сроки продлевались дважды, — напоминает заместитель руководителя Управления Росреестра Наталья Корионова. — И оба раза — в 2007 и 2010 годах
— Государственная дума и правительство РФ шли навстречу тем, кто не определился. Сейчас в Госдуме лежат законопроекты, авторы которых предлагают вновь продлить приватизацию жилья — уже до 2018 года. Причину называют весомую — сейчас активно идет ликвидация ветхого фонда, проводится переселение людей целыми семьями. Те, кто живет в гнилушках или квартиру не приватизировал, вселяются в муниципальное жилье. Они не успевают оформить его в собственность.
Есть люди, стоящие на учете в очереди на муниципальные квартиры, социальное жилье получают
В настоящее время понять, кем выгоднее быть, весьма затруднительно. ДУКи работают неудовлетворительно по отношению как к собственникам, так и к нанимателям квартир. Пока что подъезды не ремонтируются, крыши текут без учета того, кого в доме живет больше — первых или последних.
— За что и на сколько больше платить проживающим, мы поймем, когда определится размер налога на недвижимость, — поясняет директор МП «Нижегороджилагентство» Сергей Боровков. — Пока мы знаем приблизительно, что в основу ляжет кадастровая стоимость жилья.
За муниципальное жилье люди платят ежемесячно. Но зато человек, живущий в квартире по найму, может рассчитывать на ее ремонт. Но продать ее и купить помещение попросторнее ему не положено. Если что то, не дай бог, случается с жильем — сгорит, обрушится дом, — наниматель вправе рассчитывать, что дадут другое. Собственник же рискует своим кровным, муниципалитет к его жилью не имеет отношения. Ему нужно страховать имущество. Риск гибели и уничтожения жилья лежит на собственнике.
Дважды — не получится
Работники Росреестра подчеркивают, что приватизировать жилье каждый может по закону лишь единожды. Пожилая женщина переехала жить к маме в муниципальную квартиру, свою подарила детям. Мама жилье не приватизировала, в нем были прописаны и другие люди. Теперь, когда мама умерла, дочь не может получить в собственность жилье и даже оставаться в нем. Часто обитатели одной квартиры не могут договориться между собой, и это затягивает процесс приватизации. Многие вопросы удается решить только в судебном порядке. И если всего лишь недостает
Есть проблемы и потруднее. В нашем регионе на селе много двух- и трехквартирных домов, принадлежавших колхозам и построенных хозспособом. Люди строили, вкладывали деньги и силы, после долго там жили и считают дома своей собственностью. На самом деле найти хозяина нелегко, на руках непонятные договоры. Эти вопросы тоже решаются сейчас в судебном порядке.
В последний вагон
Наплыв граждан, понявших, что медлить уже нельзя, в агентства приватизации, которые есть почти в каждом районе (на селе — отделы при администрациях), как мы и писали, в
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Справка «НН»
В Нижегородской области на 1 января 2013 года приватизировано 85 процентов квартир. В сельской местности — от 73 до 75 процентов.