Боевой разворот

Боевой разворот

…Война для него окончилась четверть века тому назад в Афганистане, где не на словах, а в бою можно было оценить качество нашего оружия.

 

Сегодня он отстаивает интересы оборонно-промышленного комплекса Нижегородского региона в Совете Федерации РФ. Заместитель председателя Комитета по международным делам Валерий Шнякин во время рабочего визита в область посетил предприятия ОПК.

Ничего другого — только интересы

— Сегодня для России оборонка — это бизнес или нам есть от кого защищаться?

— Возможно, в отличие от времен холодной войны, когда было понятно — потенциальный враг — это НАТО, это Соединенные Штаты Америки, сейчас у России нет главного противника. Но если скажу, что обороняться не от кого, слукавлю. Даже затрагивающие интересы России локальные войны должны предусматривать возможность адекватного ответа. А сегодня основная угроза может исходить и от международного терроризма…

— Какие из рынков вооружений Россия потеряла совсем, на какие мы еще можем вернуться, на каких мы можем стать лидерами?

— Вытеснить стараются отовсюду, но мы по-прежнему входим в тройку лидеров по продаже вооружения. Начнем с неба: мы не ушли с рынка ВВС-ПВО, сохранили позиции в морском флоте. И это — несмотря на работу «эффективного министра», под давлением которого были закуплены французские вертолетоносцы «Мистрали» и итальянские бронемашины «Рысь», причем отнюдь не из-за их отличных боевых и технических характеристик.

Кстати, 6 февраля на «Правительственном часе» в Совете Федерации председатель военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Дмитрий Рогозин заявил, что, по его мнению, одна из приоритетных задач ОПК — восстановление отечественного производства с тем, чтобы вся линейка комплектующих производилась в России.

Рывок на плечах поколений

— В регионе 55 промышленных, научно-исследовательских и проектно-конструкторских предприятий, три четверти из них включены в состав стратегических. А в масштабах России какое место занимает нижегородский ОПК?

— Идеи и опыт работы отечественной «оборонки», заложенные в 80-е годы, сегодня востребованы и конкурентоспособны. Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, но двигаться лишь на старом багаже уже нельзя. И омоложение кадров оборонных предприятий должно стать приоритетной государственной задачей.

Во время рабочей поездки я побывал на авиастроительном заводе «Сокол», в Федеральном научно-производственном центре НИИИС имени Ю. Е. Седакова и НИИ «Буревестник», встретился с ректором технического университета Сергеем Дмитриевым.

В регионе сохранена координация производства с вузами — выстроена система подготовки кадров конкретно для оборонной промышленности, работают научные кафедры, где преподавание ведут профессора-практики. В Нижегородской области есть конструкторские бюро и научно-исследовательские институты, куда отбирают только лучших специалистов — кандидатов и докторов наук.

…Один из основных показателей успешной работы оборонки — это объем инвестиций в ее развитие. Но вложения в прорывные технологии требуют высокопрофессиональных специалистов. А где в одночасье взять сто суперподготовленных инженеров? Видимо, Минобру надо их готовить заранее, относясь как к государственному заказу. Коли мы в рынке, давайте инвестировать и в подготовку кадров.

Укрепить и щит, и меч

— Воспринимая вас как лоббиста нижегородского ОПК в Совете Федерации, с какими проблемами обращаются к вам?

— Принятие новой редакции закона о государственном оборонном заказе создает иную ситуацию в ценообразовании и контроле за его исполнением.
Теперь гособоронзаказ будет формироваться в конце года. В ноябре—декабре предприятия должны его уже получить, чтобы верстать под него планы. Когда финансирование составляет 80 процентов, как, к примеру, на головном предприятии по артиллерийскому вооружению «Буревестник», им не надо брать кредиты. Кстати, для расширения производственных мощностей ОАО «ЦНИИ «Буревестник» администрация Нижнего Новгорода уже выделила участок земли.

Плюс создание концернов оборонно-промышленного комплекса поможет преодолеть межведомственные преграды в одном кластере: лаборатории, полигоны, взлетные полосы и стенды можно использовать сообща. Раздрай в собственной оборонке привел к тому, что мы часто кормим чужую оборонную промышленность. Но головные предприятия ОПК еще справляются с решением системных проблем, в том числе даже социальных. А заводы так называемого «третьего уровня», занятые изготовлением комплектующих, получая заказ от головных предприятий, живут и работают по остаточному принципу.

По утверждению Дмитрия Рогозина, в модернизации и перевооружении армии должны участвовать предприятия, на треть принадлежащие частному бизнесу. Конечно, следует понимать — входящие в особый перечень стратегические предприятия приватизированы никогда не будут. И нужно гарантировать, что акционирование не превратится в «прихватизацию», после которой на месте завода вырастет очередной торговый центр.

— Противоракетная оборона США у наших границ. И это реальный факт. И не только гипотетически сотни эсминцев могут появиться у наших берегов… Экранопланы Алексеева окончательно потеряны или мы вернемся к ним?

— Вице-премьер Дмитрий Рогозин планирует посетить в ближайшее время саровский Федеральный ядерный центр, Арзамасский машиностроительный завод, выпускающий колесную бронетехнику, в том числе семейства «Тигр», и Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева. Он едет с конкретными задачами и планами, которые дадут импульс развитию ОПК региона.

Государственная программа вооружения до 2020 года предусматривает выделение почти 23 триллионов рублей на приобретение оружия и военной техники за 10 лет для Вооруженных сил России. Но эти немалые деньги нужно потратить так, чтобы создать реальную гарантию безопасности России.

Елена ЦАРЕВА.

Справка «НН»

По данным министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, в прошлом году Россия поставила вооружения и техники на 15 миллиардов долларов. Два года назад эта цифра, по данным Рособоронэкспорта, чуть превышала 10, а в 2010 году равнялась 8,7 миллиарда. Наряду с авиационной техникой на 27 процентов возрос объем экспорта вооружения и военной техники сухопутных войск, а также военно-морской техники и средств ПВО.

К слову

На вооружении вступивших в НАТО стран Восточной Европы, по данным Дмитрия Рогозина, находится около 400 российских вертолетов.

Между тем

В сотню крупнейших производителей вооружений в 2011 году вошли восемь российских компаний. Объединенная авиастроительная корпорация заняла 18-е место, концерн ПВО «Алмаз-Антей» — 22-е, компании АХК «Сухой» — 38-е, «Вертолеты России» — 40-е, Объединенная двигателестроительная корпорация — 61-е, НПК «Уралвагонзавод им. Дзержинского» — 64-е, НПК «Иркут» — 68-е и «Радиотехнические и Информационные Системы» — 69-е место. Отметим, в рейтинге за 2010 год российских компаний было 10.

Кстати

Факты о контрактах

Российское Министерство обороны отказалось от строительства двух вертолетоносцев «Мистраль» на территории РФ, которые не работают в наших широтах при температурах ниже 7 градусов. Однако те два корабля, что планируется построить во Франции, будут достроены, поскольку в случае отказа и от них России грозят серьезные штрафные санкции.

Сделка по вертолетоносцам «Мистраль» обошлась России в 1,2 млрд евро.

Серьезный недостаток этих кораблей — слабое вооружение, не обеспечивающее надежную самооборону от сколько-нибудь серьезных угроз (крылатые противокорабельные ракеты, торпеды и т. д.). Кроме того, необходимо будет переделывать всю систему заправки и хранения топлива под отечественные требования. К тому же «Мистрали» не слишком хорошо вооружены, а в море почти беззащитны. Им нужны дополнительные эскортные суда.

Кроме того, Министерство обороны России заключило контракт с итальянской компанией Iveco на поставку 60 бронемашин «Рысь» в декабре позапрошлого года. Хотя на выставке вооружений в Нижнем Тагиле в сентябре того же года ГАЗ-2330 «Тигр» показал, что просто на порядок превосходит итальянскую «Рысь». Чиновники Минобороны предъявили тогда к «Тигру» претензии в части его «слабой бронезащиты», заявив: именно iveco lmv m65 lynx «как раз соответствует современным требованиям защиты экипажа». Но хотя по стандартам НАТО бронезащита «Рыси» полностью отвечает всем требованиям, по российскому ГОСТу подобные стандарты безопасности просто недопустимы.

Другой недостаток «Рыси» — очень тесный салон, где могут поместиться только водитель и еще 3 пассажира. «Тигр» намного вместительней и комфортней. Для транспортировки одного и того же количества бойцов необходимо в два раза больше итальянских «Рысей», чем российских «Тигров».

По информации «Военно-промышленной компании» один бронеавтомобиль «Тигр» в зависимости от исполнения стоит 200 — 230 тысяч долларов (5 — 7 миллионов рублей). В 2009 году Министерство обороны РФ приобрело две итальянские iveco по цене 300 тысяч евро за штуку, а в перспективе цена на них может дойти до 500 тысяч евро за один бронеавтомобиль (20 миллионов рублей).

Следите за нашими новостями в удобном формате