Играют с нами в подкидного?

Играют с нами в подкидного?

Задумав прикупить участок земли, инженер одного из процветающих предприятий Нижнего Новгорода Кирилл Соломаха задумался, в каком финансовом учреждении занять недостающие 400 тысяч рублей. Благо хорошая кредитная история помогала ему проанализировать имеющиеся на рынке предложения. Самыми заманчивыми показались ему проценты одного из известных российских банков.

За вами должок…

Во время оформления кредита внимание соискателя сконцентрировано на графике погашения долгов. Как говорится, следите за руками, чтобы заимодавец не впаял лишнего!

Лишнего вроде бы и не спрашивали. Хотя опытного заемщика удивила сервисная «любезность» — сразу две банковские карточки, которые навяливались в нагрузку к кредиту. Тот было пытался отказаться от ненужного пластика. Ан нет! По уверениям менеджера, иначе получить искомый заем было невозможно.

— Это простая формальность, — божилась она. — Если обладатель не активирует карточки через банкомат или Интернет, ему ничего не грозит. Они так и останутся кусочком пластика.

А потому, оставив конверт с вложенными в него двумя банковскими карточками и прилагающимися к ним ПИН-кодами нераспечатанным, счастливый владелец участка земли жил-поживал, не забывая вовремя исполнять финансовые обязательства. Но в один прекрасный день его настигло неприятное SMS-сообщение с требованием рассчитаться с невесть откуда свалившейся задолженностью.

Примчавшись в офис нижегородского отделения банка, честный плательщик потребовал объяснить, откуда взялась мифическая сумма.

— Долг за обслуживание двух карт составляет 1700 рублей! — подтвердила банковская служащая.

Звонок по указанному в SMS телефону общероссийского центра обслуживания клиентов банка урезал сумму до 1037 рублей.

— Задолженность выросла бы к концу следующего месяца, — не растерялась служащая.

— Но плачу-то я в этом, — парировал без вины виноватый должник.

Сошлись на том, что выставленную сумму Кирилл Соломаха погасит, однако одновременно напишет заявление-протест о навязывании ненужных услуг, по результатам рассмотрения коего деньги, возможно, вернут. Две ненужные карточки на глазах у клиента уничтожили…

Даже санкции нипочем?

Формально действуя в рамках принципа свободы договора, продавцы обуславливают возможность получения клиентом требуемой услуги путем приобретения другой, сопутствующей услуги. А в ряде случаев при отсутствии дополнительных услуг просто требуют внесения дополнительной платы (к примеру, взимание комиссии за открытие и ведение ссудного счета, за досрочный возврат кредита и др.).

Какие санкции установлены за наличие в договоре условий, ущемляющих права потребителя?

Граждане-потребители являются экономически более слабой стороной и нуждаются в повышенной защите со стороны государства, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны, то есть для хозяйствующего субъекта, указывает Конституционный суд РФ в постановлении от 23 февраля 1999 г. № 4-П.

Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

За включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установлены штрафы для должностных лиц (предпринимателей) в размере от одной до двух тысяч рублей, на юридических лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч (ст. 14.8 КоАП РФ).

Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.

Мнения

Анна ПАВЛОВА, учитель:

— Кредитные карты кто только не сует в почтовые ящики. Стоит активировать — расплатиться где-нибудь, договор заключен, время пошло. А если в ящик кто-то залез и за тебя ее активировал? По сути, ее надо бы заблокировать как утерянную, но ты и знать не знаешь, что на твое имя оформлена карта…

Петр ГАВРИЛОВ, служащий:

— У банков работа такая — навязывать клиентам свои услуги. Надо не просить, а требовать соблюдения законодательства, в противном случае обещать жаловаться в прокуратуру. Мне тоже присылали карточку одного банка, я ее резал и отсылал назад с требованием удалить мои персональные данные. Но все равно присылали все по новой — прокуратура помогла. Звонили из банка, извинялись. Больше не присылали ничего.

Следите за нашими новостями в удобном формате