Голос зоны и Кремля

Голос зоны и Кремля

С чем обычно ассоциируется сочетание «русский шансон»: ресторанная музыка, блатняк, дворовые песни, жестокий романс, отчасти бардовская и авторская песня… Да, конечно, но не только. Русский шансон — сложное и разноплановое культурное явление, берущее истоки от городского романса и русской народной песни.

Разговор по душам

Термин «шансон» (фр. chanson — песня) пришел из Франции как очередное западное веяние в начале прошлого века и обозначал первоначально ресторанные песни. Затем, как всегда, на российской почве наполнился особым содержанием, собственным «лица необщим выраженьем».

Считается, что наш шансон возник и формировался в Одессе в середине 10-х годов прошлого века, где в Театре песни Юрия Морфесси с исполнением романсов и народных русских песен выступали Александр Вертинский, Иза Кремер, Леонид Утесов. И, конечно же, сам Морфесси, обладавший необыкновенным голосом уникального тембра, которым восхищался сам Шаляпин, называя его «баяном русской песни». Тогда же и сформировался неповторимый лаконичный стиль, который, как считают исследователи, и дал начало русскому шансону. Такие песни, как «Бублички», «Калитка», «Чубчик», «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру», «Кирпичики», «У самовара», явились прообразами будущего жанра.

В шансонье записывают таких разных исполнителей, как Утесов и Бернес, Шульженко, Вертинский и Петр Лещенко, Высоцкий и Северный, Окуджава и Галич. У этих авторов происходит простой, понятный и доверительный разговор со зрителем и слушателем, а цель — вызвать концентрированное переживание, сочувствие, достигаемое сгущением красок и страстей. Здесь все имеет значение — высота и тембр, окраска голоса, инструментальное обрамление, ритмическая основа и мелодия. Одинаково важны голос, музыка, текст, тематика и содержание. Надрыву А. Северного необходима скрипка, Розенбаум хорош под гитару, Шуфутинский — под оркестр, вообще хорошо все, что задевает, буквально берет за душу.

Не пойти ко дну

Пройдя через все стадии формирования и развития государства — революцию и Гражданскую войну, нэп, тридцатые, военные и послевоенные годы, хрущевскую оттепель, «развитой социализм», застой и, наконец, крушение советской системы, общество сделало очередной трудный выбор. Смена жизненных ориентиров и образа жизни нашли отражение в искусстве, потребовали новых тем и художественных средств.

На смену Владимиру Высоцкому и Аркадию Северному в 80-е зазвучали такие еще полузапретные имена, как Розенбаум и Новиков. Новое развитие жанр, включивший новый городской романс, блатные и тюремные песни, получил в 90-е. Пришли песни, спетые в эмиграции Михаилом Шуфутинским, Михаилом Гулько, Вилли Токаревым, Владиславом Медяником, Любовью Успенской. Появились новые имена — Петлюра, группа «Лесоповал», Круг, Асмолов, Жаров, Кричевский…

Автор шансона — поэт, хранящий в душе родные места, родной уголок, любимый город: для Розенбаума это, конечно, Петербург, для Михаила Круга — Тверь, а в песнях нижегородца Николая Тюханова оживают давно знакомые места — Маяковка, ярмарка, Автозавод, старое Канавино, барахолка и «Антей». То, что поддерживает в трудную минуту, дает силы и волю к жизни, вдыхает веру и надежду. Что мы без нашей культуры? Не зря такие важные слова сказаны именно в шансоне:

Песня — маленький русский остров.
Если б не этот остров, я бы пошел ко дну…

Берешь у народа…

Почему-то принято шансон относить к низкому жанру на том основании, что он лишен изысков, грубоват, мелодически прост. Но в этом и его сила, это и есть народный жанр, общенародное искусство. В последние годы складывается такое понимание, что русский шансон — это вообще душевные песни с особой стилистикой, выразительностью, экспрессией городского романса и блатной песни, с присущими русскому национальному характеру чертами, иногда с органично звучащими цыганскими мотивами, объединенные личностью автора-исполнителя. Однако как же соединить, казалось бы, несоединимое: «Где-то на затерянном острове, где лето прячет мокрых стрекоз в траве…» О.Митяева и «Отец, звони в колокола, твой сын выходит на свободу…» О.Безъязыкова?..

Лирика этого жанра берет начало от традиционного русского и цыганского романса. И от таких песен, как «Разлука», «У церкви стояла карета», «Раскинулось море широко», «Бродяга»… Народный шансон отличается от национальной народной песни, пожалуй, только стилистикой — Лена Василек, Рада Рай, Юрий Щербаков, народные песни в шансонном стиле у Вики Цыгановой и Надежды Кадышевой.

Далее элементы пазла складываются в целостную картину жанров: классический шансон и городской романс в исполнении Шуфутинского, Розенбаума, Новикова, Днепрова, к которым интонационно примыкают экспрессивные образцы бардовской и авторской песни — безусловно, «свои» для шансона Высоцкий, Галич, Окуджава, Городницкий и многие другие. Важная составляющая жанра — ностальгические эмигрантские песни, повествующие о жизни на чужбине, или написанные от лица эмигрантов, в том числе широко известные «Поручик Голицын», «Господа офицеры», «Эмигрантское танго», «Не пишите мне писем»…

Без всякого блата

Блатная песня много заимствовала у одесских песен и одесского фольклора. В исполнении Леонида Утесова прозвучали «С одесского кичмана» и «Гоп со смыком». В начале 20-х появилась всем известная «Мурка» с сюжетом о двойной измене, любовной и «профессиональной». (Более подробный разговор об этой «блатной» разновидности шансона в целом и о легендарной «Мурке» в частности пойдет в одном из ближайших номеров «КОПа».)

Народом сложены и живут в народе песни безвестных авторов «Централка», позже сокращенная и переделанная в «Таганку», «Ванинский порт», «Идут на Север срока огромные», «По тундре, по железной дороге», «Постой, паровоз», «Черный ворон». Чутко угаданная Ю.Алешковским интонация сделала народной песню «Окурочек». Внесли свою лепту в тему Александр Галич, неизвестные «одесситы» и Константин Беляев. К ним примыкает лирика на стихи городского цикла Сергея Есенина.

По пути с гламуром

К родоначальникам жанра эстрадного шансона можно отнести Вячеслава Добрынина, известному по песням «Казино», «Синий туман», «Колдовское озеро», сюда же примыкают целым рядом песен и поп-певцы с углубленной душевной интонацией — Валентина Толкунова и Игорь Николаев, Алена Апина и Александр Буйнов. Алла Пугачева, достигшая вершин эстрадного Олимпа, приобрела известность как поющая женщина «с окраины». Как бы ни противилась Примадонна, но «Настоящий полковник» и особенно «Девочка секонд-хэнд» на слова Танича — типичный шансон.

Стаса Михайлова и Елену Ваенгу любят нынче поругать за исполнение разудалой попсы, но судят по одной-двум песням. Но у них есть абсолютные попадания в серьезный глубокий шансон, настоящие жемчужины жанра. Пробуют в нем себя поп и рок-исполнители, композиторы, продюсеры и кинематографисты: кажется, только там и ждет настоящая популярность. Этому жанру отдали дань Александр Ф. Скляр, Андрей Макаревич и Алексей Козлов. Шансонные темы, интонации и даже целые песенные циклы у «Любэ», Г. Сукачева, Ю. Шевчука, эстрадных певцов. Петь шансон стало популярным, даже модным.

***

Иногда кажется, как будто ничего и не изменилось в душевном строе русского человека с тех далеких доесенинских времен: все так же Россия «жарит спирт», смеется и плачет с гибельным восторгом, как будто те же лица и те же надрывные звуки гармошки у метро. «Нет, таких не подмять, не рассеять», писал Есенин. Трудно сейчас сказать, какая судьба у России, какое будущее ей уготовано. Судя по всему, непростое и нелегкое. Но вряд ли это реквием.

Сергей КАРПОВ.

Продолжение темы следует.

Кстати

И в нашу гавань…

Концерты исполнителей шансона совсем не редкость в Нижнем Новгороде. Довольно регулярно и, судя по всему, с большим удовольствием у нас бывают и поют Александр Розенбаум, Александр Новиков, Михаил Шуфутинский, Сергей Трофимов, Елена Ваенга, недавно прошли выступления Любови Успенской и Ивана Кучина. Для них здесь всегда лучшие концертные залы и понимающая аудитория. Хотя широкого полноценного знакомства с шансоном все же как-то не получается: к нам ни разу не заглядывали такие зрелые авторы-исполнители, настоящие мастера жанра, как Владимир Асмолов, Андрей Никольский, Вячеслав Бобков. Не говоря уж о других менее известных, но не менее замечательных, заслуживающих отдельного рассказа личностях, среди которых Ольга Стельмах, Валентин Куба, Юрий Щербаков.

Между тем

Звучит повсюду

Шансону полностью посвящены телевизионные и радиоканалы «Шансон», «Ля минор» и т. д. В Кремлевском концертном зале в Москве ежегодно проводится концерт «Шансон года» с вручением премий, а в Тольятти проходит фестиваль «Шансон над Волгой». Шансон звучит на свадьбах и народных гуляньях — буквально повсюду.

Следите за нашими новостями в удобном формате