Областное сельское хозяйство значительно отстает от других отраслей, что сказывается на благосостоянии людей. Средняя зарплата в агропромышленном комплексе в два раза ниже этого показателя по области. В семи районах она даже ниже прожиточного уровня.
Валерий Шанцев уверен, что Нижегородская область вполне может обеспечить себя всеми видами продовольствия, но на прилавках местных магазинов только треть продуктов собственного производства.
Пахотные земли зарастают лесом: их нечем обрабатывать, да и работать-то некому.
Молодежь стремится в город за хорошими заработками.
Иногда бывает так, что купят в хозяйстве новый комбайн, а комбайнера на него днем с огнем не сыщешь.
Валерий Павлинович считает, что не только объективные причины, но и субъективные факторы играют и тормозят развитие села. Даже в одном районе при равных условиях в каком-то хозяйстве стадо растет, а в каком-то поголовье падает. Так же получилось и в регионах. Если в Татарии, Мордовии, Чувашии не пошли по пути реорганизации, то у них сейчас и проблем меньше, к ним охотнее идут инвесторы. Нижегородская область была объявлена полигоном реформ, которые опалили землю, как огнем.
Думали, если разделить поля на паи, то сразу заработает рынок и сельскому хозяйству уже не нужно будет никакого управления и помощи.
Этого не произошло.
У Леонида Седова, министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, претензии к кадрам: - В некоторых районах за последние 15 лет уровень производства нисколько не снизился, и главы администраций успешно управляют хозяйством. Другие разорили все, что можно. Шли на эту должность не созидать, а с другими целями. Сейчас требования ко всем будут очень жесткими.
Губернатор подытожил свои требования афоризмом: - Я бегу - бегу, оглянусь, а позади никого нет. Давайте бежать вместе, - призвал он руководителей хозяйств.
Татьяна ГУСЕВА.