Вернуть до школы в песочницу?

Вернуть до школы в песочницу?

Новый закон об образовании, похоже, мало помогает решать проблемы детских садов. Правительство области бьется над открытием новых мест для малышей, чтобы каждый из них мог посещать дошкольные учреждения, а трудности продолжаются. В причинах мы попробовали разобраться, что называется, по поводу: 1 марта началась выдача путевок в детские сады.

 

Раньше, чем ходить

Современные дошкольники не проживают свой возраст, их заставляют овладевать знаниями раньше, чем ходить, и это, как считают педагоги и психологи, не только неправильно, но и вредно. Детей с трех лет родители пытаются усадить за тетрадь с буквами или за компьютер, учат языкам, балету и скрипке… Ребенок не играет, не получает необходимых знаний, умений и навыков, которые нужны в раннем периоде жизни. Все его дальнейшее психическое развитие идет с искажением, а к шестому классу он приобретает побочные явления раннего образования — гиперактивность, нервозность и усталость. Вернуть ребят в песочницу — рекомендация, ясно просматривающаяся в законе об образовании.

Как это сделать, пока «не прописано». С тех пор, как дошкольный период стали считать первой ступенькой в образовании человека, детские сады все дальше уходят собственно от обучения грамоте и счету непосредственно в садиках. Появились новые задачи — например, выровнять стартовые условия по здоровью, готовности детей получать знания. Одни с этим согласились, а другие, особенно опытные воспитатели, в недоумении: как же тогда оценивать достижения воспитанников?.. Да очень просто, говорят ученые, с оценками придется подождать до школы, а результатом садика должен быть здоровый, веселый, любознательный и общительный малыш. Все ли дети в равной мере имеют возможность пройти нужную подготовку?

На сегодняшний день в дошкольном образовании не действуют стандарты, глава 64 закона содержит некую концепцию, с которой руководителям дошкольных учреждений предстоит еще разбираться. Например, как теперь оценить разделение на собственно образовательные и дополнительные занятия, которые и оплачиваться-то по закону должны по-разному? Не повысится ли в результате для родителей плата детских садов? — тревожатся мамы и папы. И поскольку работники министерства пока ждут распоряжений и разъяснений «сверху», мы попробовали поговорить об этом со специалистами районных отделов образования и заведующими дошкольных учреждений.

— Полагаю, что разумный подход возьмет верх, — убеждена главный специалист отдела образования Ковернинского района Надежда Ногинова. — В законе нет прежних норм, например, платы родителей, ограниченной 20 процентами от стоимости содержания ребенка в саду. Наверное, подобное ограничение должно остаться, как и льготы, которые получают многодетные семьи, дети, родители, инвалиды и другие. Думается, что считать образовательными услугами, о которых идет речь, необходимо не только непосредственно «уроки» (они проходят в игре), но и все, что связано с развитием ребенка.
Подготовка к школе — это и укрепление здоровья, нервной системы, развитие познавательных качеств, умения вести себя в коллективе. Все это и есть предшкольная образовательная подготовка.

А вот руководители МДОУ Нижнего Новгорода не скрывают, что детские сады безмерно дорожают. В совсем новых садиках на Мещере сегодня плата 1800 рублей в месяц, она поднялась сразу на 500 рублей. Но есть и другие «цены», например, 2 тысячи 200 рублей в детских садах — центрах развития ребенка, 1900 — в саду комбинированного вида. Похоже, что плата, выйдя из-под контроля закона, действительно начала колебаться.

Дополнительное и обязательное

Есть у руководителей детских садов и родителей еще одно опасение. Прописанные в параграфе 64 нового закона об образовании слова о дополнительной и образовательной части предшкольного воспитания наводят на мысль, что родительская плата разделит семьи и самих дошкольников на бедных и богатых.
На открытии нового детсада «Боровичок», что на Бору, одна из работниц дошкольного образования привела нам пример Северной столицы, где уже «дополнительные услуги» внедряются в ежедневную работу: танцы — за отдельную плату, музыка — за другую, а не так, как было в прежние времена, когда дети могли и потанцевать, и порисовать в свое удовольствие. Предлагаемые садиками кружки и услуги уже имеются и у нас.

Многих беспокоит появление понятия «группа кратковременного пребывания», когда мать может привести ребенка, скажем, только на несколько часов, чтобы он непосредственно готовился к будущему посещению школы, работе в коллективе, взаимодействию со сверстниками. В целом для «домашних» детей услуга не плохая, но если плата за садик все-таки вырастет, то не найдутся ли родители, ограничивающие ребенка «кратковременным пребыванием» из-за нехватки денег? Мы говорили об этом в Ковернино, где обсуждался вопрос введения таких групп. Родители выступили против, поскольку почти все они отсутствуют дома полный рабочий день. А в областном центре уже есть мамы с нянями, отдающие ребенка на час-второй, и важно, чтобы в эти группы не попали малоимущие, говорят в семьях. Иначе кому-то придется защищать от родителей права дошколят на полное предшкольное образование.

По месту жительства

Непонятно, как будут решаться назревшие вопросы свободного выбора дошкольного учреждения с тем или иным направлением. Сейчас при распределении путевок учитывать особенности ребенка (одному нужен логопед, другому — особое питание) проблематично. Очередь насчитывает десятки тысяч детей.
Другая не решаемая пока банальная проблема — не всегда можно получить садик, близкий к дому. В торжественно открывшемся детском саду микрорайона «Седьмое небо» областного центра из 15 младших воспитателей на зарплату 5200 рублей до сих пор набрано только трое, а старших воспитателей — половина от потребности.

— На оклад в 9 тысяч 300 рублей (с добавками будет от силы 13 тысяч) идут неохотно, — говорит делопроизводитель, психолог в одном лице Наталья Деменкова. — Из 12 групп работает 5.

В новом детсаду № 51 на улице Тонкинской, что по отчетам «пущен» в декабре, во многих комнатах все еще пустые стены.

— Из 12 групп работает только 6 при том, что все места нового садика укомплектованы, — сообщила нам заведующая Елена Рыбина.

Обещают открыть еще три группы через неделю, если решатся вопросы с оборудованием. Нехватку его можно было предвидеть, из 18 миллионов рублей, отведенных на обустройство этих двух дошкольных учреждений, как говорят, выделено пока чуть больше половины.

Есть свои трудности и у «бывалых» учреждений, и они типичны. Один из старых, бывших ведомственных детсадов Советского района, например, передан в муниципалитет. Пенсионерка — бывшая работница предприятия, дом которой во дворе рядом, вынуждена возить внуков на автобусе из Советского в Нижегородский район. Когда очередь подошла, в ее родных пенатах мест не оказалось. Обиду бабушка затаила и ищет, с кем бы поменяться, потому, что в каждом садике есть такие, как она, и распределяться более разумно приходится самим, даря друг другу подарки и доплачивая невесть за что, покуда есть переполненные до отказа группы. Там работают воспитатели, с трудом выдерживающие напряжение. Повышенная ответственность за 30 малышей вместо 20 по норме, приводит к нервным срывам. Родители, общающиеся между собой в Интернете, приводят примеры «уплотнения» групп, когда в садиках днем спят вповалку по трое, сдвигая кровати.

К сожалению, уже стало очевидным, что областной центр работает изолированно от остального региона, а региональное министерство образования практически влияния на огромный конгломерат Нижнего Новгорода не имеет, занимается в основном проблемами районов области, села, где ситуация спокойнее. Дзержинск, например, на днях опубликовал список свободных мест в детских садах, не на шутку озадачив коллег из других территорий.

Специалисты говорят, что не удастся стране без потерь в виде необразованных дошколят обойтись без стандартов и норм. При этом многие видят, что стандартизировать надо и условия, в которых находятся дети, и работу педагога, который с ними занимается. Свершится это — будем впереди планеты всей, усилия по открытию новых мест, групп, строительству детских дошкольных учреждений, предпринимаемые в регионе, принесут свои плоды. Если нет — придется областным депутатам изобретать правила игры. Не для детей, а для взрослых.

Вера ЧЕБОТАРЕВА.
 

Кстати

Сегодня охват дошкольным воспитанием в Нижегородской области находится на уровне 75 процентов. Для сравнения: в среднем по России этот показатель равен 64.

Губернатор Валерий Шанцев утвердил областную целевую программу «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области детей в возрасте 3 — 7 лет на 2013 — 2015 годы». Основная цель программы — обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение доступного дошкольного образования. Основными мероприятиями программы являются использование ресурсов существующих муниципальных бюджетных дошкольных учреждений, капитальный ремонт существующих детских садов, капитальный ремонт пустующих зданий образовательных учреждений, возврат и капитальный ремонт ранее переданных зданий, создание и капитальный ремонт детских садов на базе школ, создание семейных детских садов, строительство новых зданий. Уже открыто более 90 семейных садиков, что является чисто нижегородской новацией.

Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств областного и местного бюджетов. Общее финансирование программы — 5,17 миллиарда рублей. В результате реализации программы количество мест в дошкольных образовательных учреждениях увеличится с 114 018 до 134 440, что позволит свести на нет очередь в детских садах региона. Кроме того, предполагается увеличить мощности дошкольных учреждений, создать условия для улучшения демографической ситуации в Нижегородской области.

Между тем

С 1 марта началась выдача путевок в детские сады Нижегородской области.
С начала 2013 года родительская плата за детские сады в среднем возросла на 20,4 процента.

Следите за нашими новостями в удобном формате