Плоть и тени странного века

Плоть и тени странного века

В Нижегородском государственном выставочном комплексе проходит выставка венгерского художника Тибора Чернуша «В мастерской художника». Большая экспозиция из 90 работ достаточно полно обрисовывает грандиозное наследие художника.

Он прожил 80 лет, с 1927 по 2007 год, захватив огромную часть XX века, от предвоенного модернизма до «пост» и «транс» поисков наступившего столетия. В 1964 году художник уехал в Париж, где до самой смерти жил и творил на Монмартре. Но подобно великим эмигрантам XIX века, с юности расставшимся с родиной, как например, Шопен и Лист, он не стал «европейцем», остался венгром. И работал интенсивно, на износ, постоянно переосмысливая европейские традиции от Возрождения и далее.

Вот натюрморт с кольраби: маленькое полотно, на нем — изображение натуралистично подвядшей капустки. Неплохо на кухню повесить, чтобы хозяйки не забывали вовремя освежать содержимое холодильника. «Автопортрет в красном свитере» страшен: взгляд — словно бездонная дыра, ведущая куда-то внутрь художника. Саломея с честно заработанной головой на тарелочке: стоит чинно, словно институтка, только в глаза тоже лучше не заглядывать.
Дочери Миноса, они же Ариадна и Федра, крутобоки, пышногруды и, в лучших античных традициях, полностью обнажены, и все бы хорошо, если бы прямо в середину кадра не влез какой-то стилистически неуместный товарищ в джинсах и кедах. Кто он: режиссер-постановщик, нахальный журналист или, может, сам художник? Вот же он, беспардонный вампир с камерой в руках, прямо-таки приник к жертве катастрофы в жажде «горяченького» репортажа.

Обнаженки вообще очень много, равно как и мифологических сюжетов, что наводит на мысли о барокко и Рубенсе. Резкие светотени, насыщенный цвет и «средиземноморские» лица — это уже приметы Караваджо.

А вот работа, написанная одной из последних, вроде как по Эдгару По: в синем, черном и сером, с наплывами и видениями. Измученному, исхудавшему художнику прямо в глаза смотрит ворон, вестник иного мира. Рядом с этим полотном — измазанное краской кресло, столик с кистями и тюбиками.
Проделав непростой, но красочный, драматический путь от сюжета к сюжету, хочется упасть на потертое кожаное сиденье и ощутить себя на месте художника.

Вернисаж гостит в Нижнем Новгороде до середины мая. Кстати, больше ни в одном российском городе эти картины выставляться не будут.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате