Недавно в одной из школ Лысковского района во время урока педагог Елена Акифьева вызвала к доске отвечать домашнее задание несколько учеников восьмого класса. Однако каждый из них признался, что не готов. Среди безалаберных школяров оказалась девочка, при этом она еще и сообщила, что забыла дома дневник. Учительница, разозлившись, решила проучить нерадивую ученицу и, подняв той челку, написала маркером на лбу: «Алгебра — 1» — и поставила свою подпись. Она говорила детям, что они «хуже ее собаки», называла их «стадом баранов», «обезьянами», «свиньями» и «куклами, которых покупают в магазине»…
В роли надсмотрщика
Сегодня, когда идет зачисление малышей в первый класс, некоторые из родителей проявляют неприкрытое беспокойство за их психологическое состояние. Конфликтов в школе стало больше, подтверждают психологи. Они возникают уже в младших классах и служат продолжением сложившихся отношений в семье, где дети часто не справляются с объемом родительских требований. Авторитет у нынешнего поколения родителей стал ниже. Это произошло не
Совет «НН»
Не теряйте времени, пока ждете своего ребенка после уроков. Поговорите с родителями других детей. Узнайте, к кому в школе лучше обращаться по тем или иным вопросам. Кто из завучей ответит на вопросы по образовательному процессу, а к кому лучше обратиться за советом в случае конфликтной ситуации.
Причина же конфликтов в школе — современная ситуация в образовании. Доцент кафедры социальной психологии Нижегородского педагогического университета, практикующий школьный психолог Людмила Бирюкова отмечает очень тревожную тенденцию. Современный учитель очень загружен бумажной работой. От него требуют массу отчетов по обучающей, воспитательной деятельности. Он вынужденно использует те формы взаимодействия с ребенком, которые требуют минимальных затрат сил, души и времени.
Педагог поставлен в такие условия, что основной стала роль надсмотрщика. В общении с ребенком стал преобладать универсальный подход, наблюдается ужесточение дисциплины, ограждение и отдаление от ребенка. Индивидуальный подход, за который столько ратовали идеологи школьной реформы, практически отсутствует. А в результате педагог для нынешних учеников перестал быть знаковой личностью.
Кстати
Согласно новому закону «Об образовании» в школах должны появиться конфликтные комиссии, которые будут помогать разбираться в сложных ситуациях.
О том, что происходит за закрытыми дверьми учебного заведения, мамы и папы знают только со слов своего чада. Ребенок же не всегда способен объективно оценить происходящее.
Ответственность — пополам
По словам директора школы имени Ломоносова, депутата Законодательного собрания Нижегородской области (ЗС, НО) Галины Клочковой, родители имеют право получать всю необходимую информацию об учебном процессе. Это предусматривает закон «Об образовании». И устав образовательного учреждения должен ему соответствовать.
Проблемы возникают еще и потому, что родители не всегда понимают, как правильно общаться с педагогами школы. Многие считают, что, дескать, нечего школьные пороги обивать и без особого повода надоедать учителям. Такую позицию сами учителя принимают за равнодушие со стороны родителей, которые чаще всего оправдываются тем, что ходят на собрания. Но этого недостаточно. Обязательно нужно выстраивать личные взаимоотношения и делить ответственность с учителем младших классов или классным руководителем.
Сегодня у них немало ресурсов для обратной связи с родителями. Нужно сразу оговорить, в какой день недели, в какое время можно прийти в школу или связаться с учителем по телефону. Некоторые предпочитают общаться с помощью электронной почты. Регулярное общение взрослых людей реально снижает уровень напряженности в отношении со школой.
Как правильно относиться к учителю, тоже знают не все мамы и папы. Случается, что родители заведомо настроены критически или впадают в другую крайность, стоят на позиции, что учитель всегда прав. «Педагог — это равноправный партнер по воспитанию ребенка», — утверждает Галина Клочкова. При желании можно войти в родительский комитет или совет школы. Иногда достаточно предложить помощь. Например, в организации праздника, который сплотит ребят в классе. Школа справедливо обижается на родителей — мол, претензий много, а помощи часто никакой.
Амбиции стоит спрятать
Взрослые часто придерживаются мнения, что по любому поводу нужно бежать к директору или сразу жаловаться в прокуратуру. В этих случаях реакция педагогического сообщества может быть одна — защитить честь мундира во что бы ни стало. Иногда ребенок плохо ведет себя в школе, пытаясь таким образом обратить на себя внимание родителей. Или это следствие проблем в семье. Случается, что именно учителя помогают родителям выяснить отношения цивилизованно…
Если уже возникла конфликтная ситуация, советуют педагоги, то нужен обстоятельный разговор с ребенком дома. Его необходимо выслушать. Затем родителям целесообразно поговорить с родителями других учеников, чтобы получить объективную картину произошедшего. Задача, которая этим преследуется, понятна: осмыслить то, что произошло, и понять, как избежать повторения этой ситуации.
Ни в коем случае не надо пытаться самостоятельно разобраться с обидевшим вашего ребенка одноклассником. Это запрещено даже по новому закону «Об образовании».
Действовать нужно
Дальше просите у педагога совета, что сказать ребенку. Разговор должен быть конструктивным. Предлагайте свое решение проблемы, которую прежде всего надо найти, понять ее причины. Этого, к сожалению, не могут сделать большинство мам и пап. Случаи, когда слишком категорично настроенные родители приходили «выяснять отношения с учителем» и права своего ребенка отстаивали чуть ли не с кулаками, были и в Нижегородской области.
Значительно разрядить обстановку в стенах образовательного учреждения могли бы школьные психологи, но их, как правило, не хватает. А те, что есть, априори встают на сторону администрации. Депутат Галина Клочкова в качестве выхода из этой ситуации предлагает создание независимых мобильных психологических бригад, которые выезжали бы на место, как скорая помощь, и помогали бы всем участникам конфликта. В школе работать приходится и с родителями.
К директору школы родители обращаются в крайнем случае. Если и он не в силах разрулить ситуацию, то можно обращаться к уполномоченному по правам ребенка. Это новый для нас институт, пользоваться которым мы еще не научились. Куда чаще родители обращаются в прокуратуру, которая, реагируя на обращение, проводит проверку, и в конечном счете против конкретных родителей настраивается вся школа.
Лучше не затягивать
В одной из элитных школ у семиклассника не сложились отношения с учительницей английского языка, а ополчился на него впоследствии весь педагогический коллектив. Учителя настаивали на отчислении ребенка, а мама, которая воспитывает сына одна, всеми силами добивалась отмены этого решения.
Психологи советуют, что порой не стоит так отчаянно держаться за школу, которая указала ребенку на дверь. Иной раз лучше уйти, так как переломить возникшее негативное отношение к ученику уже вряд ли удастся.
— С современными учениками непросто. Думаете, откуда у меня высокое давление и куча других болячек, — грустно констатирует бывшая учительница русского языка и литературы Ирина Кротова. — Меня уговорили взять очень слабые одиннадцатые классы. Учительница, которая должна была их выпускать, испугалась того, что дети не сдадут ЕГЭ, и уволилась. Сколько я вытерпела от этих старшеклассников, которые поначалу не хотели меня слушать. Очень агрессивно реагировали на мои требования. Мне пришлось им практически всю программу давать заново в сжатой форме. За ум ученики взялись только во втором полугодии, когда поняли, что единый госэкзамен скоро. Все они сдали ЕГЭ. Но сколько было потрачено нервов.
Сегодняшние ученики за словом в карман не лезут и нередко, разговаривая с педагогом, употребляют ненормативную лексику. Как быть в такой ситуации?
Психолог Людмила Бирюкова в этих случаях рекомендует педагогу проанализировать, почему возникла такая ситуация, что в его поведении спровоцировало ученика. Учитель мог не учесть состояние ребенка, не знать, что у него проблемы дома. Просто так даже ребенок из неблагополучной семьи сорваться не может.
С этим учеником не нужно затягивать конфликт. Нужно остаться с ним наедине и поговорить, помочь осознать, что он не прав. Объяснить, что раз оскорбление нанесено публично, то и извиниться нужно при всем классе. Настроить обидчика нужно так, чтобы он понял, что принести публичное извинение — это правильный и смелый поступок. Учителя же сами порой ведут себя как обиженные дети, не идут на примирение, а доводят ситуацию до абсурда, как это произошло в Лыскове. Первый шаг к урегулированию ситуации всегда должен сделать педагог, который должен быть мудрее своего воспитанника.
Александра МАХЛИНА.
Мнение
Мария ВОРОПАЕВА, учитель, дефектолог:
— Школа — это машина по подавлению и подчинению ребенка. К сожалению, среди учителей есть и те, кого в профессии педагога привлекает лишь возможность реализовать свои властные амбиции. Взрослые отыгрываются на детях за маленькую зарплату, за трудности, которых немало в наше время.
Конечно, обзывать детей нельзя ни в коем случае. Ребенок — это беззащитное существо. Когда он переступает порог школы, его пугает неизвестность и особых чувств к учителю он не испытывает. Это нормально. Любовь и уважение к педагогу появляются позже. В начале года маленьким ученикам особенно трудно подчиняться и делать то, что от них требуют. Педагог должен это понимать. Считаю, что учителя должны проходить собеседование с психологом, некий тест на профпригодность, в том числе определяющий уровень агрессивности человека. Важно также предупредить ситуацию профессионального выгорания.
Между тем
По мнению специалистов, у учащихся 1, 5 и
10-х классов конфликты просто неизбежны в силу того, что происходит процесс адаптации на новой ступени обучения.60 — 65 процентов детей легко привыкают к новым условиям и заводят друзей. Адаптация у них длится не более двух месяцев. 30 процентов адаптируются сложнее. Они либо не приучены к режиму и пребыванию в коллективе, либо имеют проблемы с усвоением школьной программы. На привыкание у них уходит до полугода. 5 — 6 процентов школьников принято называть «трудными», поскольку они не подчиняются требованиям педагогов, не усваивают программу, конфликтуют со сверстниками.
Основные группы риска дезадаптации:
1. Благополучные, но гиперопекаемые дети.
2. Дети из неполных либо неблагополучных семей.
В этих случаях ребенок рискует быть не принятым в коллектив, не вписаться в общество сверстников.
Анекдот в тему
Как меняются времена! Сорок лет назад: «Ты сегодня в школе вежливо разговаривал с учительницей?» Наши дни: «Учительница сегодня в школе вежливо разговаривала с тобой?»