Если снято кое-что у нас не так

Если снято кое-что у нас не так

Дело рук фантазеров

— Прекрасно помню, как в детстве в титрах тогдашних сериалов про ментов — про того же участкового Анискина, полковника Зорина или «Следствие ведут ЗнаТоКи» — я мог прочитать на одном из первых кадров имена консультантов от МВД. Эти консультанты были в солидном звании генерал-майоров и полковников, — солидарен с Малининым и подполковник милиции в отставке Михаил Касторский. — Почему это я запомнил? Потому что наши соседи в шутку говорили: если в фильме консультант ниже полковника, то фильм выдумали фантазеры. Так вот, сегодня я могу сказать, что 99 процентов полицейских сериалов — это дело рук именно фантазеров.

По словам Михаила Васильевича, отработавшего в системе уголовного розыска также около 30 лет, лично он благодарен писателю Андрею Пименову, пишущему под псевдонимом Кивинов, за то, что слово «менты» перестало быть оскорбительным. И что образы советских ментов, ежедневно вступающих в борьбу с преступностью, перестали быть протокольно выверенными, цензурно отретушированными, написанными сдержанными серо-коричневыми красками.

— Благодаря Кивинову с экранов шагнули в реальный мир живые опера, которые не лишены каких-то человеческих недостатков, но в целом это правильные менты, умеющие работать головой, а не кулаками, — говорит подполковник Касторский. — Однако успех «Убойной силы», первых сезонов «Улиц разбитых фонарей» и «Бандитского Петербурга» породил такое уродливое явление, как неграмотное подражательство. За написание романов и сценариев про милицию и организованную преступность в нашей стране взялись скучающие домохозяйки, сотрудницы аналитических отделов, которые реального жулика-то в лицо не видели, однако они считают себя вправе рассказывать людям о том, что за чашкой ночного кофе нафантазировали. Отсюда и интеллигентные воры в законе, списанные с голливудских крестных отцов. Заходишь сегодня в социальную сеть, а она аж раскалилась от высказываний, которые коробят…

«Народ бы и рад уже этих рож в форме не видеть, но родное телевидение навязывает всякую чушь, вот и приходится смотреть. Что же касается сравнений, то не стоит равнять художественные фильмы, ставшие классикой, с низкопробными дешевыми сериалами. Тошнит уже от сегодняшних ментов на экране…»

Еще одно мнение, также смахивающее на приговор:

«У нас тяги никакой нет, наоборот, тошнит и от криминала, и от ментов. Про десантуру и спецназ еще можно смотреть пока. А вообще снимают все это, потому что снимать-то не про что или ума не хватает у киношников для поиска тематики, вот и все!»

Поменялись местами

Как считает Михаил Касторский, следователь всю серию занимался как раз тем, чем должны вообще-то заниматься оперативники. То есть находил очевидцев преступления, работал с осведомителями, устанавливал круг вероятных подозреваемых. Тем временем сыщики делали типично следовательскую работу — кого-то допрашивали, принимали те или иные процессуальные решения, включая ходатайства к суду об избрании меры пресечения. Однако в итоге победила дружба: следак и опер поняли, что они, не догадываясь о действиях друг друга, делали общее дело, дополняя то, что кто-то из них сделать забыл. И прокуратура, орган, надзирающий за следствием, приняла решение: отныне она полностью доверяет убойному отделу, поэтому якобы больше посылать в него своих сотрудников не станет.

— После просмотра таких фильмов я борюсь с искушением написать в Министерство образования, — признается заслуженный сыщик. — Чтобы оно обязало режиссерские отделения ввести преподавание основ Уголовно-процессуального кодекса РФ. И ввести цензуру для сценаристов, пишущих на криминальные темы. Думаю, это как раз тот случай, когда выборочная цензура будет не препятствовать, а способствовать демократизации нашего общества и помогать его просвещению. Потому что нельзя же в самом деле относиться к зрительской аудитории по принципу «пипл схавает все». Та может и в суд подать иск о компенсации морального вреда, если посчитает, что такие сериалы порочат честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников наших правоохранительных органов.

Ляп на ляпе

Сценарист Александр Щербаков и режиссер Александра Котт, вероятно, учли, что телезритель до оскомины наелся ментовскими сериалами. И предложили ему необычный ход: оперативник Михаил Соловьев попадает в прошлое и оказывается в теле своего отца, которого не видел более 30 лет и который тоже служил в милиции. Как произошел перенос во времени? В настоящем времени Соловьев охотился за маньяком, убивающим молодых женщин в столице. Но в ходе задержания маньяк сбивает Михаила автомобилем, и тот приходит в себя в больнице, но уже в прошлом — в 1979 году.

Этот фантастический ментовский сериал сразу стал шлягером, хотя и он не лишен ляпов. Вот некоторые из них.

В трубке телефона-автомата, когда Соловьев-младший набрал неправильный номер, ответили: «Такого номера не существует». Однако подобной опции в 1979 году не было. Максимум, что можно было услышать, это короткие гудки.

Погорячились создатели ленты и с ассортиментом соков в столовой. Там якобы кроме березового, никаких других не было. На самом деле и в Москве, и в Горьком постоянно продавали томатный, яблочный, виноградный и другие натуральные соки.

Занимательно, что у фарцовщика, который с 1979 года продает пластинки иностранных групп, дома хранится пластинка группы «АББА» аж 1982 года выпуска.

Некоторая путаница произошла и с возрастом Брежнева, которому в 1979-м было 73, а не 67 лет. Если кто забыл, Леонид Ильич родился в 1906 году.

Нестыковка произошла и с днями недели. На перекидном календаре главного героя 1 сентября в 1979 году — воскресенье, хотя на самом деле этот день был субботой.

На столе в кабинете начальника отделения милиции стоит телефон FETAP-791 производства Германии. Но в России такие аппараты появились лишь в начале 90-х годов.

В ванной комнате квартиры Соловьева можно увидеть гарнитур производства конца 80-х — начала 90-х годов.

А фразу «Вор должен сидеть в тюрьме» Высоцкий не мог впервые услышать от Соловьева, так как фильм «Место встречи изменить нельзя» начали снимать 10 мая 1978 года и 11 ноября 1979 года начался его премьерный показ.

Что касается кубика Рубика, в нашей стране он появился только в 1982 году, тогда как в фильме его крутит в руках сотрудник отделения милиции.

Константин ШИШАРИН.

Кстати

Хватало ляпов и в классических советских фильмах. В шлягере послевоенных лет «Сердца четырех» есть сцена, когда профессор Ершов читает лекцию. Он заявляет то, что, думается, повергло в шок астрономов того времени:

— Товарищи, всем вам известно, что Луна — спутник Земли. Это ПОГАСШЕЕ СВЕТИЛО. Э-э, сияет, так сказать, отраженным светом. Как говорится, светит, но не греет.

Все, кто в школе изучал астрономию, знают, что Луна никогда не была звездой, поэтому не может быть погасшим светилом.

Следите за нашими новостями в удобном формате