Усомнились в основах

Усомнились в основах

Два года назад по результатам соцопросов выяснилось, что преподавание основ религиозной культуры и светской этики малышам-школьникам только приветствуется. Тогда 70 процентов опрошенных родителей сказали новому предмету твердое «да». Теперь, когда уже целый год в школах идет преподавание данного предмета, сторонников стало гораздо меньше — 80 процентов родителей против нововведения, которое, кстати, оговорено и в новом законе об образовании.

Споры продолжаются

Дискутирующие сторонники и яростные противники религии в школе подросли от уровня простых родителей до представителей политических партий, ученых, политологов, социологов, представителей общественных организаций. Такой контингент собрался и в Нижегородском эксперт-клубе. В отличие от большинства родителей, которые уже смирились с новым уроком их детей, здесь высказывались весьма категоричные суждения. Например, вопреки предположениям секретарь Нижегородского обкома КПРФ Владислав Егоров не против того, что школьники изучают историю религий. Он против существующего, по его мнению, явления, когда церковь становится одной из ветвей власти. Учащимся, как он считает, нужна информация, а не религиозная пропаганда в рамках школьного курса.

А вот директор школы № 24 Нижнего Новгорода Елена Моисеева категорически против начавшихся уроков: религии в школе нечего делать, существует в старших классах предмет МХК, в курсе которого изучается история религий, вот и достаточно. Образование было и должно оставаться исключительно светским, считает она.

Другие говорили даже, что детям придумают клички, соответствующие их выбору, и на уроках станут воспитывать не свободных людей, а рабов.

Социолог, профессор университета Александр Иудин и вовсе уверен: школа изжила сама себя, и нужно не вводить дополнительные дисциплины, а восстанавливать основные — русский язык и математику, а воспитательный процесс связывать с литературой и другими существующими предметами.

Дело добровольное

Многие из собравшихся считают, что религия и всякое знание о ней — дело добровольное и даже интимное, надо учитывать, что, кроме верующих разных конфессий, существуют атеисты и просто безбожники, у них также должна быть свобода выбора. Но уж коли все, о чем спор, уже существует, сходились в одном: надо закрыть в школу путь священнослужителям, и педагоги должны быть совершенно нейтральными людьми.

Представители министерства и департамента образования упрекнули собравшихся в незнании того, что происходит на самом деле. Священников не привлекают к урокам априори, это вытекает из всех документов, регламентирующих школьный учебный процесс. Учителей предмета готовят по специальным программам в НИРО и педуниверситете. Священнослужители приходят только на встречи с родителями и по их желанию. Новый предмет знакомит детей с духовно-нравственными традициями общества.

— Вопрос взаимоотношения религиозных конфессий и общества находится на постоянном контроле правительства Нижегородской области, — заверил замминистра внутренней региональной и муниципальной политики Сергей Тарасов. — Он выразил несогласие со словами об агрессии и вторжении религии в светское общество.

И все-таки, зачем школе новый предмет, насколько допустимо проникновение религии в общеобразовательные учреждения, на каких принципах должны строиться взаимоотношения религиозных конфессий и школ в светском государстве, способствует ли данное преподавание принципу толерантности, — участникам встречи определить так и не удалось.

Вера ЧЕБОТАРЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате