На самом дне подземки

На самом дне подземки

«Метро». Россия, 2013. Режиссер Антон Мегердичев. В ролях: Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Анфиса Вистингаузен, Светлана Ходченкова, Елена Панова, Станислав Дужников, Алексей Бардуков, Катерина Шпица, Кирилл Плетнев.

Особый случай

Режиссер «Боя с тенью — 2», плюс знаменитый оператор Сергей Астахов («Про уродов и людей», «Война»), плюс отряд настоящих артистов, плюс книга Дмитрия Сафонова уравнялись лучшему (если не единственному) фильму-катастрофе в современном отечественном кино.

Катастрофа в нем описана фантастическая, но представимая в реальности: измученный новостройками и пробками центр Москвы давит на столичную подземку, и там начинается потоп. По стечению обстоятельств в одном поезде в момент трагедии оказываются дочка-школьница с папой — скромным врачом и любовник мамы — крутой бизнесмен, в подземелье заглядывающий лишь по особым случаям. После череды страшных сцен катастрофа локализуется до попыток выживания небольшой компании, центром которой как раз и становятся эти трое. Мужчинам предстоит дойти до критической точки, чтобы окончательно дать понять, в чью пользу должна сделать выбор красавица-мама, мечущаяся от безысходности там, наверху.

Час пик и час икс

Фильм не сильно кренится в обобщения и метафоры, хотя образ беззастенчиво разросшегося мегаполиса, которому грозит апокалипсис, обрисован четко.
Перегруженные дороги, душное подземелье, не замечающие друг друга, теряющие чувство реальности и рассудок люди. Но все-таки все еще люди, что подтверждает оживление пассажиров в вагоне в час пик, когда парень решает устроить понравившейся девушке экскурс по московской подземке, заодно рассказывая зрителям про несуществующие станции. Чуть позже эта же парочка подтвердит, что в уныло-суетливой столице есть еще место не только искреннему веселью, но и нормальному подвигу.

Момент происшествия снят реалистично, каждое движение героев психологически и технически обосновано, хотя сама картинка не обходится ни без клиповых прикрас, ни без штампов «с горячим приветом из Голливуда». Однако на общем фоне складно придуманной и изложенной, захватывающей и не пустой истории это раздражает не сильно, равно как и мелодраматический уклон. В конце концов, это ведь и правда пронзительно — когда человеческая совесть противоречит технической инструкции, а новомодные побрякушки не спасают на краю погибели, зато спасают человеческие поступки.

Следите за нашими новостями в удобном формате