«Цель номер один». США, 2013. Режиссер Кэтрин Бигелоу. В ролях: Скотт Эдкинс, Шабана Азми, Грег Беннетт, Кайл Чэндлер, Джессика Честейн.
Штурм онлайн
Новый фильм от автора «Веса воды»,
Фильм условно можно поделить на три части. В первой сотрудники ЦРУ выполняют черную работу, применяя жесточайшие пытки, за которыми режиссер наблюдает так же пристально, как и ее героиня — агент по прозвищу Майя. Хрупкую девушку не слишком смущают сцены насилия, и если поначалу она еще вглядывается в лица этих странных людей, воюющих с американцами, то к финалу превращается в одержимую, которая не видит никого и ничего, кроме своей цели.
Середина фильма посвящена мозговому штурму в недрах разведывательного управления. «Что ты можешь сказать о Майе?» — спрашивает один сотрудник другого. «Что она очень умна». — «Да мы тут все умники!» И правда, думать способны многие, а действовать при этом — единицы. Заключительная часть картины — это уже не мозговой, а реальный штурм крепости, где скрывался бен Ладен, показанный в предельно документальной манере, фактически как хроника онлайн, не заботящаяся о том, что зрителю не все видно и не все понятно.
«Чистое» искусство
Кэтрин Бигелоу не впервые демонстрирует совершенное беспристрастие и хладнокровие в слежении за мрачными сторонами жизни. Она не выносит вердикта: плохо это или хорошо, когда в жизни человека нет ничего, кроме «цели номер один», и ради нее все средства хороши. Скорее задается другим вопросом: правильно ли делать вид, что их, этих средств, нет? «Америке не нужны пытки», — говорит с экрана Барак Обама. Персонажи картины на это лишь морщатся и отворачиваются.
Главная же тема — роль фанатиков в истории: здесь одна рыжая пигалица спасает мир, а остальные — нерешительные тугодумы. Причем природа этого фанатизма загадочна, он не продиктован ничем личным — по крайней мере, до поры до времени («у меня много друзей погибло»). Только ремеслом, служением «чистому искусству». Но лишь благодаря именно таким фанатикам нерешаемые задачи становятся решенными.
Увы, этот фильм не политическое расследование, а скорее психологический триллер и наблюдение. Он не претендует на