Да, были звери в наше время…

Да, были звери в наше время…

Говорят, эта выставка «сделала» всех на последней московской молодежной биеннале современного искусства. Нижегородским ценителям новейшего искусства тоже очень понравилось — и солнце из веников, и высоченный манекен в черной драпировке…

 

Речь — о выставке «Бестиарий», созданной одноименной арт-группой. Бестиарий — потому что используются образы фантастических зверей, символизирующих, как и полагается в средневековых альбомах, различные качества: мощь, отвагу, подлость и так далее. Экспозиция словно бы составлена археологами сильно отдаленного от нас будущего, что дает смешной и одновременно какой-то торжественный эффект. Подобно тому, как сейчас школьники (да и не только) мешают в одну кашу Ивана Грозного и Петра Первого, раннее и позднее средневековье, искатели будущего собрали груду обломков XX столетия, в меру сил переосмыслили и поставили на уважительно-нелепые пьедесталы.

 

Чего стоит, например, огромная «медвежья шкура», на которой выстрижен культовый знак — пять олимпийских колец. Иные исторические события подаются в лоб: каменная плита с изображением Ленина и крестьян раскололась надвое — вот вам и раскол.

Создатели «Бестиария» признались, что зал «Арсенала» идеально подходит для их детища, и организовали пространство особым образом. Инструкции к детским играм и пояснительные рисунки к ним размещены так, что создается нечто наподобие коридора, выложенного красной ковровой дорожкой.
Посередине пути находится весьма неприятный объект — стеклянный ящик с огромной дохлой крысой. Двуглавой. В угрюмой темноте к стене прикована гигантских размеров цепь со звеньями в полметра длиною каждое. Рядом — пара сомасштабных костей (говорят, настоящих мамонтовых, позаимствованных из дарвиновского музея). Кто это был: страж или пленник?

А в другом конце зала ощетинилось ослепительное солнце… из прутьев, употребляемых в изготовлении метел. В самом центре светила — живой глаз, он же Око Всевидящее (и порой порыкивающее), странно совмещающее в себе функции недреманного божьего ока и вездесущести оруэлловского Большого Брата.

Выставка работает до 19 мая, по средам вход бесплатный.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Георгия АХАДОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате