Глядишь, до смысла доживем

Глядишь, до смысла доживем

«Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной»… Так заканчивается повесть известного советского писателя Аркадия Гайдара «Чук и Гек». Подобными же философскими поисками смысла жизни российским школьникам рекомендует заняться и Русская православная церковь.

Вспомним классиков

Заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защите материнства РПЦ протоиерей Дмитрий Смирнов предложил ввести в наших школах новый предмет — «Смысл жизни».

— Хороши алгебра с геометрией, хороши и география с биологией, хороша и русская литература, но главной проблемы они не решают, — заявил он. — Нужно поменять смысл жизни и ее направление.

По его словам, погоня за ложными целями привела к тому, что в России люди в основном угрюмые и несчастные. И основным направлением жизни священник назвал осознание ответственности перед Богом и людьми.

Добавим, что именно протоиерей Дмитрий Смирнов не так давно предлагал вернуть в России налог на бездетность, который существовал в СССР. Подробно об этом «НН» рассказывали в январе 2013 года.

Не смутило батюшку ни то, что смысл жизни, смысл бытия — проблема вообще-то философская, ни то, что представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации, ни то, что вопрос, в чем смысл жизни, люди задавали веками и ответа на него так и не находили, а если и находили, то он у всех разнился.

Древнегреческий философ Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье. Немецкий философ XIX века Шопенгауэр считал, что жизнь человека — это постоянная борьба со смертью, страдание, и, чтобы сделать жизнь выносимой, в поисках смысла человек создает различные религии и философии. А Ницше христианство, кстати, называл нигилистической религией, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой жизни потусторонней…

Проблема со смыслом жизни возникла и у такого умудренного опытом прагматика, как олигарх Борис Березовский. «Я потерял смысл жизни. Мне 67 лет. И я не знаю, что мне дальше делать», — сказал он в своем последнем интервью. И чем это закончилось, мы знаем.

Увы, инициативу заместителя председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защите материнства РПЦ как по команде дружно отказались комментировать и смотрящие на наше общество объемно и со стороны нижегородские социологи. А взамен беседы о смысле жизни они предлагали поговорить о чем-нибудь более… человеческом.

Апеллировать оставалось только к тем, кто с детьми сталкивается ежедневно и кому и придется принять смиренно предмет «Смысл жизни», если его таки в школах введут.

Можно, но только осторожно

— Церковь, видимо, ищет дополнительную возможность войти в образование. У нас и так с ней есть договор в связи с введением в российских школах курса «Основы религиозных культур и светской этики», — считает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 91 Нижнего Новгорода Наталья Богданова.

Напомним, этот предмет был введен в нашем регионе с 1 сентября 2012 года и включает в себя несколько модулей («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и другие), право выбрать один из которых предоставляется школьнику и его родителям.

— А что, такие гуманитарные предметы, как литература, история смыслу жизни не учат? Есть в школах и программы нравственного воспитания, в которых участвуют в том числе и религиозные деятели, — продолжает педагог с многолетним стажем. — Кто будет вести этот предмет? Религиозные деятели?
Педагоги? Кто это будет редактировать? Сегодня у нас сокращаются предметы по науке, а нам предлагают какие-то «чудодейственные таблетки». Все уже разработано — дайте школам возможность вести планомерную работу по воспитанию! На те же кружки в школах оставили всего ставки три оплачиваемые.

Правда, сторонников предмета «Смысл жизни» отыскать тоже удалось.

— Инициатива неплохая. Смысл жизни вырабатывается постепенно. Его надо развивать с самого раннего детства. Иначе человек может так его и не приобрести. Но неплохо бы было, чтобы и в семьях такое воспитание проводилось, — размышляет кандидат психологических наук, доцент Нижегородского государственного педагогического университета Ирина Конева.

Однако вводить этот урок в школах в государстве, где церковь от него отделена, следует с оговорками.

— Сделать этот предмет нужно факультативным: пусть родители сами решают, нужен он их детям или нет. Им нельзя обязать, как алгеброй, — продолжила Ирина Конева. — Вести его, скорее всего, лучше психологу, но не тому, который прошел краткосрочные курсы, а получившему полноценное образование в педагогическом вузе и хорошо знающему основы возрастной психологии, педагогической психологии, умеющему правильно организовать с подростками дискуссии. Если это поручить философу, то ребенок его просто не поймет и скажет: какая мура. Если пригласить православного священника, то ущемлены будут дети, исповедующие другие религии. И так далее.

И, по мнению доцента НГПУ, подобные занятия — прекрасная возможность для тренингов, для работы с подростками психологов, ведь именно в этом возрасте у школьников начинается кризис, когда они задают ошарашенным родителям вопросы, остающиеся без ответа: «Зачем я живу? И почему родился именно в этой семье?»

Анастасия ИЗМАЙЛОВА.

Экспресс-опрос

«А по-вашему, нужно ли вводить в школе предмет „Смысл жизни“?» — поинтересовались «НН» у нижегородцев.

Сергей ПОТАПОВ, 40 лет, папа 8-летнего мальчика:

— Смысл жизни в том, что не надо изобретать велосипед. Все уже придумано до нас. Надо оставить все как есть.

Алексей ЗЕМЛЯНИКИН, 35 лет:

— Этот предмет вводить в школе бессмысленно. У каждого человека должны быть и есть свои ценности. Не нужно всех приводить к общему знаменателю. И не нужно забывать о том, что на детей в школе и так падает большая нагрузка, вводится много дополнительных предметов. Как же впишется эта новая дисциплина в их расписание?

Татьяна КОЗЛОВА, 42 года, мама двух подростков:

— Не надо ничего вводить. Смысл жизни можно обсуждать на литературе, истории, классном часе. Человеку, конечно, полезно задумываться, зачем он живет. Но это так все индивидуально и интимно.

Ольга ТОРОПОВА, 36 лет, мама двойняшек:

— Смысл жизни постоянно меняется. Раньше смысл жизни был — построить коммунизм, сейчас — купить джип. У моего племянника смысл — стать директором железной дороги, а у ребенка Абрамовича — остров купить. У детдомовца смысл — завести нормальную семью, приобрести квартиру, найти хорошую работу. И у человека смысл жизни меняется, и у поколения.

Мнение

Между физкультурой и трудом…

Иван ОХЛОБЫСТИН, актер, режиссер, писатель, время от времени священник:

— Я к этому отношусь хорошо. Дмитрий Смирнов здраво рассуждает. В каждом из нас заложен талант. И, как говорит Конфуций, найди любимую работу, и ты не будешь работать ни одного дня. В обычной жизни мы даем детям то, что у нас есть. Но все это скомкано, не имеет никакой системы. А это прежде всего обзор существующих мировоззрений. Даже не о религии идет речь, а о мировом позиционировании «ты по отношению к миру».

Смысл жизни дает полноту человеческой жизни. Так мы движемся в основном по инерции. Например, папа закончил политехнический. У него еще дядя Коля, друган, служит в деканате. И ты поступай в политехнический. Вот логика поступления в вузы. Она не совсем правильная, потому что всю оставшуюся жизнь ты будешь заниматься нелюбимым делом.

Не знаю, как должно быть сформулировано название этого предмета. Все-таки не очень представляю себе в расписании «физкультура, труд, смысл жизни».

А вести его, думаю, должен человек, который в первую очередь сам обрел смысл жизни, коих очень немного. Я всегда, например, был за введение «Основ религиозной культуры», но не очень хорошо понимал, как будет набран штат. Боялся, что на этот предмет будут набирать троечников с исторических, литературных факультетов. И не дай бог, еще экзамены введут, и от этого будет зависеть поступление в вуз!

Следите за нашими новостями в удобном формате