Стихи «бормотал» где придется

Стихи «бормотал» где придется

На очередную экспедицию общественного фонда деятелей культуры «Дать понять» участников проекта «Места памяти» вдохновило недавнее исследование, посвященное родным местам знаменитого уроженца Нижнего Новгорода Анатолия Мариенгофа — основоположника русского имажинизма.

От Дамбы до Покровки

— Вопрос, где именно родился и жил Анатолий Борисович в Нижнем, до последнего времени оставался открытым, — рассказал автор исследования Дмитрий Ларионов. — Были известны лишь скудные сведения: жил поэт где-то на Большой Покровской. Однако родился Мариенгоф на Лыковой Дамбе, и этому можно найти подтверждение в строчках его поэмы «Развратничаю с вдохновеньем»: «Не правда ли, забавно, что первый младенческий крик мой прозвенел в
Нижнем Новгороде на Лыковой Дамбе. Случилось это в 1897 году в ночь под Ивана Купалу».

Дома, где родился поэт, давным-давно нет. Возможно, он находился на месте памятника градостроительства 1920 — 1930-х годов, — дома-коммуны «Культурная революция» (ныне дом № 3 по улице Пискунова).

Отец писателя Борис Мариенгоф, скорее всего, был торговцем и проживал со своей семьей на Большой Покровской, в доме № 10. Осенью 1913 года он получил выгодное коммерческое предложение в Пензе и уехал с детьми из Нижнего Новгорода. Анатолий перевелся из Александровского дворянского института в Пензенскую гимназию.

Шаляпин и пожар

К Нижнему Анатолий Борисович возвращался в воспоминаниях: «Город не высокорослый, не шумный, с лихачами на дутых шинах и маленькими веселыми трамвайчиками — вторыми в России… Монастыри, дворцы именитого купечества, тюрьма посередке города, а через реку многотысячные Сормовские заводы…
В памяти — один пожар в Нижнем. Горели дома по съезду. Ветер, вздымая клубами красную пыль, понес ее к Балчугу, огромная черная толпа, глазеющая на пожар, дрогнула. Несколько поодаль стоял человек почти на голову выше ровной черной стены людей. Серая шляпа, серый светлый костюм с красной искоркой, желтые перчатки и желтые лаковые ботинки делали его похожим на иностранца. Но глаза, рот и бритые, мягко округляющиеся скулы были нашими, нижегородскими… Стоял он, как монумент из серого чугуна. Вдруг кто-то шепотом произнес его имя (речь идет о Федоре Шаляпине. — Авт.).

Люди отворачивались от пожара, заглядывали бесцеремоннейшим образом ему в глаза, тыкали пальцем в его сторону и перешептывались. Несколькими часами позже я встретил мой монумент на Большой Покровке. Несколько кварталов прошел я по другой стороне, не спуская с него глаз».

Футбольная поэзия

Из прозы Мариенгофа можно узнать о его нижегородских маршрутах, к примеру, узнать о том, что субботние зимние вечера будущего писателя проходили на Черном пруду. А о доме его матери на Мызе, в бывшем дачном поселке, Анатолий Борисович вспоминает в романе «Циники». Писал он и о футбольном поле, где играли студенты Александровского дворянского института. Находилось оно рядом с Арзамасским шоссе (сейчас — проспект Гагарина): «Писать стихи — это значит еще и бормотать их в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте: на улице, за обедом, во время общей молитвы в актовом зале, в уборной и даже стоя в воротах футбольного поля в качестве голкипера».

Вновь открывшиеся факты призваны привлечь внимание широкой общественности к инициативе увековечить память Анатолия Мариенгофа в Нижнем Новгороде — например, установить памятную табличку (барельеф) на доме, где он жил, или мемориальную беседку во дворе этого дома.

Галина ФИЛИМОНОВА.
Фото автора.

Справка «НН»

Анатолий МАРИЕНГОФ (1897 — 1962) — поэт-имажинист, писатель, драматург, сценарист, друг Сергея Есенина. Родился в Нижнем Новгороде в дворянской семье.

Кстати

Имажинизм (от лат. imagо — образ) — литературное течение в русской поэзии XX века, в котором целью творчества состоит создание образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора. На этот стиль оказал влияние русский футуризм. Движение возникло в 1918 году, его представителями были Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, Николай Эрдман и др.

Следите за нашими новостями в удобном формате