Произойдет это лет через десять - пятнадцать, как считают специалисты российского Института общественного проектирования и члены недавно созданного клуба "4 ноября". Однако существуют и другие точки зрения. Международный валютный фонд, например, предполагает, что через десятилетие наша страна станет государством-рантье, живущим на доходы от продажи сырья.
Кто же прав и что нас ожидает в будущем? Эти и другие вопросы были предложены участникам заседания "за круглым столом" - декану Нижегородского государственного технического университета Александру Зайцеву, заведующему кафедрой Нижегородского государственного университета им. Лобачевского и одновременно заместителю председателя регионального отделения Вольного экономического общества Дмитрию Дороничеву, заместителю генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Геннадию Хомутову, генеральному директору компании "ИОК", члену партии "Союз правых сил" Сергею Иванушкину, генеральному директору компании "Цитрон", члену политсовета регионального отделения партии "Единая Россия" Вадиму Агафонову. Что такое экономическая доктрина?
А.Зайцев: Это некая концепция развития страны. Аналогия с военной доктриной, термином, может быть более известным, вполне уместна. Экономическая доктрина отвечает на вопросы, какой должна стать Россия через какое-то время и как этого достичь.
Д.Дороничев: Доктрину мы толкуем как определенную систему взглядов на развитие каких-либо процессов. В данном случае речь идет о развитии экономического потенциала страны и эффективного его использования.
Г.Хомутов: Понятие "экономическая доктрина" примерно созвучно с понятием "стратегия развития". Правда, доктрина определяет, какой должна быть экономика лет через двадцать-тридцать с учетом изменяющейся обстановки в мире. А стратегия, она обрисовывает какие-то конкретные шаги, которые необходимо предпринять, чтобы экономика приобрела вид, определенный доктриной. В течение пяти месяцев у нас в Нижегородской области работала фирма "Стратегика", которая по инициативе губернатора разработала стратегию развития области до 2020 года. В ней мне импонирует именно то, что была сделана большая детализация наших проблем и определены направления развития. Всего направлений 27, начиная с оборонного комплекса, автомобиле- и самолетостроения и кончая туризмом. Это очень серьезный документ и Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей надеется, что теперь областное правительство будет ориентироваться на него. В чем мы раньше расходились во мнениях с нашим кабинетом министров? Именно в том, что они упирались в сиюминутные проблемы, а надо создавать промышленности такие условия, чтобы она развивалась в будущем и являлась основой экономики, определенной доктриной.
Д.Дороничев: Ни у кого не возникает сомнений, когда говорят "оборонная доктрина", "экологическая доктрина". Как только заводят разговор до доктрине экономисты, толкований сколько угодно.
С.Иванушкин: У каждой группы людей и даже у каждого человека есть свое видение будущего с точки зрения развития экономики.
А.Зайцев. Доктрина, на мой взгляд, должна быть актуальной. Чтобы все занимались возведением одного здания, начиная с фундамента и кончая крышей, - вот на это и объединяет людей концепция, стратегия, доктрина.
Что лежит в основании российского дома? На что сегодня опирается экономическая доктрина для России?
Г.Хомутов: В документе, который мы сегодня обсуждаем, написано, что в перспективе лет через двадцать Россия должна занять лидирующие позиции в мире. Самолюбию нашему это льстит, конечно. Но, судя по положению дел сегодня, особых тенденций к тому, чтобы стать лидером, не видно. Нет промышленной политики, направленной на поддержку не только ресурсодобывающих и продающих ресурсы страны организации. Не видно поддержки интеллектуального труда, высокотехнического производства. Что промышленная политика нужна, никто вроде особо не возражает, но самой, ее как не было, так и нет. А раз и нет, то и законы в стране соответствующие, и налоги, и тарифы, и таможенные барьеры. Они не создают условий, чтобы Россия заняла лидирующие позиции в мире. Вот Китай. Там даже типов особых экономических зон 18. И там экономика бурно развивается, особенно в пограничных с Россией районах. А у нас даже Саровский ядерный центр в прошлом году не вышел в число особых экономических зон, лишь сделали какой-то промежуточный вариант, вроде будем создавать режим наибольшего благоприятствования. Это вообще-то удивительно: если уж ядерному центру не придавать статуса особой экономической зоны, тогда кому? На сегодняшний день особых желаний государственной доктрины мы не видим. Улучшения есть с точки зрения роста экономики, но они не настолько высоки.
А.Зайцев: На мой взгляд, Россия плывет без руля и без ветрил. Еще в 2000 году ЦРУ опубликовало свое видение глобального развития мира на 20 лет. И, кстати, оно по многим показателям совпадает с тем, что написал Институт общественного проектирования. По мнению ЦРУ, Соединенные Штаты Америки к 2015 году будут иметь внутренний валовой продукт 10 триллионов долларов, Россия - 1 триллион. В проекте института - 21 триллион и 3 - 4 триллиона соответственно. Соотношение примерно одинаковое.
Мне кажется, что наше правительство очень сильно опоздало с определением перспектив развития. Решая текущие задачи, оно не понимает, куда идет страна. Вот мы и пришли к тому, что имеем. Озлобленное население, совершенно непонятная внутренняя политика, отсутствие стратегических целей и задач. Еще шесть лет назад президент Путин описал инновационное будущее России, но ничего не изменилось. Те же самый китайцы, о чем говорил Геннадий Михайлович, создали 500 экономических зон, внедренческие зоны, технопарки. У нас все ушло в слова. Слово "инновация" заболтали. Конечно, очень легко продавать нефть и газ. Мы говорим о себе "великая экономическая держава", а можно сказать - "великий сырьевой придаток". Ну надо же как-то определиться, кто мы на самом деле. И то, что этот документ, "Экономическая доктрина для России", появился, я считаю очень большим плюсом. Может быть в нем слишком много оптимизма. Может быть, он должен быть более сбалансированным. Надо давать людям надежду, но они не должны иметь повод думать, что их дурачат. Документ в целом понравился, но замечаний много, то есть над ним надо работать.
Д.Дороничев: Ну я бы даже не назвал это документом. Огромный интеллектуальный потенциал у Вольного экономического общества, которое существует уже 240 лет. Его нынешний председатель Гавриил Харитонович Попов предложил свою систему взглядов на то, какое Россию ждет будущее. Чтобы оно было светлым, кое-какие причины-препятствия надо устранить. Конечно, тем природным ресурсом, которым обладает наша страна, равных в мире нет. И они являются основой развития нашей экономики. Посмотрим на промышленный потенциал. Мощности у предприятий, конечно, есть, но они недозагружены, не используются. И третья составляющая системы
- человеческий капитал, интеллектуальный. Наша пропорция развития экономики такова: 55 процентов - это ресурсы, 25 процентов - промышленный капитал, остальное - это человеческие мозги. У американцев все наоборот: 65 - 70 процентов - это интеллектуальная собственность. Вот есть человек, пришел он - с ним и инвестиции, и инновации, и организация, а самое главное - в кратчайший период времени обеспечен выпуск высококачественной продукции, которая нужна потребителям, а значит, будет продаваться. А мы вот можем делать молотки и зубира, и делаем их, нужны или не нужны они - вопрос другой. Мозги наши, наверное, все еще деформированы советской системой. Были в ней, разумеется, свои большие достижения и некоторые из них используются экономистами сегодня. Сейчас прогноз развития на 15 - 20 лет подают как новацию. Да ничего подобного! На экономфаке университета была лаборатория, разработавшая комплексную программу научно-технического развития на 20 лет. Были методические документы, были специалисты, которые делали действительно научные прогнозные оценки, куда двигаться, с какой скоростью, ну и, конечно, какие ресурсы использовать.
Российская экономикам будет успешно развиваться, если люди, которые сегодня у власти, я имею в виду власть на всех "этажах" - федеральном, региональном, муниципальном и даже директорский корпус, будут принимать мудрые решения в соответствии с выработанными документами, доктринами, программами.
А.Зайцев: Позвольте маленькую реплику в подтверждение этих слов. Когда я в первый раз попал в США (было это в штате Огайо, в городе Цинцинити), я был поражен экономической политикой муниципальной власти. Помещение в центре города можно снять всего за 1 доллар на 10 лет срочной аренды, просто написав программу создания рабочих мест. Эффективность любого проекта оценивается по налоговой отдаче. И все. Это очень обдуманная политика. А у нас сейчас при колоссальном росте доходов от продажи ресурсов, нефти и газа, прежде всего, наличии огромного Стабилизационного фонда, правительство боится дать льготы инновационным компаниям. Когда я создал в 1990 году свою фирму, мне работать было просто, на год освободили вообще от всего. Почему бы и теперь не освободить инновационные компании от налогов на добавленную стоимость, на прибыль, оставив один, например, социальный налог? Никакого оттока капитала и преступных действий там не будет, не те люди, понимаете? Но никто на льготы для инновационных компаний не решается, поэтому все и стоит на месте.
С.Иванушкин: Я считаю, что в доктрине, которую мы сейчас обсуждаем, есть достаточно хорошие, разумные вещи. На мой взгляд, это что? Что нужно развивать, то, что хорошо идет. Да, у нас есть запасы нефти и газа. Мне нравится политика государства сделать из России энергетический центр и считать это за основу. Отсюда трубопроводы в Европу и Китай - большие потребители инновационных разработок. Сырьевые отрасли остаются основным потенциалом на сегодняшний день. Географическое положение страны - тоже ее потенциал. И плюс человеческий потенциал, интеллектуальный.
Я согласен с коллегой, что промышленной политики нет. Но, с другой стороны, я категорически не согласен, что поддержка нужна на всей промышленности. Плохо ли, хорошо ли, но мы входим в глобальный мир. Да, и у нас будут отсекаться те предприятия, которые будут неэффективны. Задача государства - четко выстроить промышленную политику и понимать, в каких отраслях есть хороший потенциал, инновационный, научный, людской, а следовательно, такие отрасли будут конкурентоспособны. Потому что здания можно построить и станки купить. Другое дело, что у нас станочный парк не больно хороший. Его повыбрасывать бы весь (вместе со зданиями), и ничего мы не потеряем. Если вспомнить к тому же, в какой климатической зоне мы находимся и какова себестоимость энергоресурсов и кирпича, то стоит задуматься, какую продукцию выпускать. Конкурентоспособную. Завтра мы с вами и газ, и энергию внутри страны будем получать по мировым ценам. Это надо понимать. Если мы идем в рынок, то никаких дотаций всей промышленности не будет. Когда государство определит приоритеты, эти направления и нужно поддерживать льготами, внедренческими зонами и всем прочим. Но давайте не будем поддерживать то, что поддержать нельзя. Какие отрасли могут быть, на мой взгляд, приоритетными? Машиностроение (я не касаюсь автомобилестроения), металлургия и заводы выигрывают, правда только потому, что у нас все под боком, транспорт. Есть хорошая идея о том, что Россия - это связующее звено между Европой и Азией. Мы давно об этом говорим, но практически не используем свое выгодное географическое положение. Сейчас, когда центр мировой экономики сдвигается в Азию (Китай и Индия в ближайшие 10 - 15 лет будут развиваться очень быстрыми темпами), туда может пойти не только наше сырье, но и новые технологии. Наш потенциал - гарант стабильности в регионе.
Г.Хомутов: Наша ассоциация никогда не говорит о каких-то привилегиях промышленности. Надо выработать такую экономическую политику государства, чтобы развивались наиболее передовые отрасли экономики, которые могли бы дать отдачу. Я 32 года проработал в Центральном конструкторском бюро судов на подводных крыльях. Экранопланы - это действительно новое слово в технике. Чтобы стать мировой державой, надо именно ими заниматься. А как государство себя повело? Оно неправильно сделало, что согласилось на акционирование ЦКБ. Государство должно было владеть предприятием, а теперь все там разваливается. Коллектив пытается что-то делать, например, содержит подразделения, без которых экраноплан не создать, - летно-испытательный состав, тренажер. Государство же не использует наше конкурентное преимущество.
С.Иванушкин: Почти от каждого директора можно услышать, что его предприятие самое лучшее. Ему только льготы дай... Ни от кого я только не слышал, как предприятие будет выживать без льгот.
Г.Хомутов: Да не о льготах я. В свое время в нашем законодательстве были два таких стимулирующих пункта (закон о бюджете). Это по налогу на имущество и по налогу на прибыль. Если предприятие в течение налогового периода обновило свои основные фонды, ввело новое оборудование или модернизировало существующее, то на 50 процентов налога это имущество снимается. Теперь этот пункт убрали из закона. А мы говорим, что надо вообще 100 процентов налога на вновь введенное имущество снимать. И на год после ввода. У нас же все износилось. В Пермской области стимулирование обновления оборудования существует. В первый год после ввода 0,6 процента налог на имущество вместо 2,2 процента, следующие два года - 1,1 процента. Экономический потенциал Пермской и Нижегородской областей примерно одинаковой, а налогооблагаемая база у пермяков где-то на 25 процентов к прошлому году была больше, чем у нас. Ничего себе не потеряли мы! По налогу на прибыль. Если предприятие увеличило налогооблагаемую базу, то оно освобождается с учетом индекса дефлятора за каждый процент роста на 0,2 пункта налог на прибыль снимается. Четыре года мы добивались введения этого положения, и, кажется, дело сдвинулось. Это тоже экономическая политика!
С.Иванушкин: Но давайте сначала определимся, что нас с вами будет вытаскивать через 20 лет! Назвали приоритетные отрасли - здесь и условия для инвестирования, и льготы по налогу на прибыль, на имущество. Как практик могу сказать инвестиции на обновление фондов прятались почти всеми - и понятно почему.
А.Зайцев: Возрожу всем обоим. Что касается стратегии развития Нижегородской области, то приоритетом N 1 считается развитие автомобильной отрасли. Существует мощное лобби, которое это пробивает на всех уровнях власти. А вот наука, образование - это потом. И такое положение наблюдается перед вступлением в ВТО! Вспоминается одна история, случившаяся в северной Италии. Закрыли завод с 40 тысячами работающих. Как следствие, огромные социальные проблемы. Что сделали затем? Вложили в территорию завода порядка 50 миллионов евро и создали огромный технопарк, который теперь процветает. Там находится около ста инновационных компаний, которые окупили инвестиции и спокойно развиваются. Теперь о том, куда вкладывать деньги. Возьмем мобильные телефоны. Несколько лет назад вообще не было запросов рынка на них. То же самое с Интернетом. Вы понимаете, инновация, она бывает как бы текущая, беру вот этот предмет и делаю его лучше в два раза. А бывают принципиальные инновации, и в результате появляются новый товар и новый рынок. Так что тут все гораздо сложнее и надо подходить комплексно. Согласен, что надо развивать энергетику, но человеческий фактор? Система высшего образования сейчас в полном загоне. Доцент получает три тысячи рублей. Стареет вузовский персонал, молодежь на такие зарплаты не идет. Не лучше положение в средней школе.
Г.Хомутов: В стратегии развития Нижегородской области до 2020 года приоритетом N 1 действительно определено автомобилестроение и производство автокомпонентов. Причина понятна. Из 300 тысяч работающих нижегородцев 160 тысяч заняты в этой отрасли. Если мы не будем ее поддерживать, значит, эти люди завтра будут выкинуты на улицу. А вот второй приоритет, между прочим, - это научно-образовательный комплекс. Третий - развитие логистического центра Нижегородской области. Стратегия определена, теперь нужно ее конкретизировать - создавать программы развития на среднесрочную перспективу, годовые планы.
Д.Дороничев: При таких ресурсах, о которых мы постоянно говорим сегодня, должна быть некая система. А система в первую очередь предусматривает четкую формулировку цели, и потом специалисты ищут средства ее достижения. В России сегодня нет цели. Национальная идея, национальные проекты - это эклектика. Случайно или неслучайно забыли про дороги, когда их разрабатывали? Ведь сегодняшнее состояние транспортных артерий и техники - это нонсенс. А нет системы, нет цели, потому и забыли. Самое главное, мне кажется, нужно определить, сколько нас в России должно быть - 140 миллионов, 60 миллионов или всего 20 миллионов? И важно не только количество, но и качество населения. А каков его уровень жизни? Вопросы можно продолжать. У нас области уровень жизни в Нижнем Новгороде и уровень жизни за его пределами - две большие разницы. В области развал и запустение. Вот пусть бизнесмены пойдут туда, стимулом могло бы стать их освобождение от налогов, и не надо им мешать работать. Тогда будет экономическое чудо. Под ним я понимаю ежегодный прирост не менее 10 процентов. Нам бы развивать машиностроение, производство комплектующих - пружинам, сальники, кронштейны. Японцы давно к этому пришли, компоненты для сборочных конвейеров делали в каких-то сараях, но качество было на высоте и сроки поставок соблюдались безукоризненно.
С.Иванушкин: Да, в специализации есть свой большой смысл.
А.Зайцев: Я хотел бы обратить внимание на то, что отсутствует в документе, который мы обсуждаем. Это внутрення политика, схемы управления. Коррупция, всеобщее лоббирование, откаты и прочее - все это процветает сегодня. Как привлечь к решению этих проблем общественность, как сделать условия нашей жизни оптимальными - этого в документе нет. Механизм реализации доктрину перевести в категорию среднесрочной программы, учитывая необходимость особого внимания к молодым людям.
Г.Хомутов: Хотелось бы, чтобы доктрина не осталась на бумаге, а действительно получила возможность быть реализованной. А планы по ее реализации должны идти от производителя, от стратегических программ конкретных компаний, какими они себя мыслят через 5, 7, 20 лет. Экономика российская сейчас растет, но такими медленными темпами, которые нас никак не устраивают. Роль мирового лидера с такими темпами мы никогда на завоюем.
Заключение: Мнения, высказанные на этой странице "Нижегородских новостей", как видим, весьма разнообразны. Еще большее разнообразие мнений ожидает нас 19 мая, в ходе обсуждения "Экономической доктрины для России" на Нижегородской ярмарке. Но, как говорили участники "круглого стола", объединяющая россиян доктрина именно так, в спорах, и может быть выработана.
Светлана ИСАКОВА.
Мнения:
Вадим Агафонов, генеральный директор производственного торгового объединения "Цитрон", член политсовета регионального отделения партии "Единая России": Экономическая доктрина на самом деле у партии "Единая Россия" существует. Единственное - каждый год она она корректируется, поэтому скорее можно говорить о некоем плане развития страны. То, что сейчас озвучивает президент Путин, (национальные проекты, задача достичь а 2010 году удвоения валового внутреннего продукта и др.), является базисными вещами, для экономического планирования. Новые идеи, которые возникают у экономистов, важно понять и использовать их в практике. То, что сейчас настойчиво выстраивается вертикаль власти, принимается в обществе не всеми, но именно она способна реализовать те или иные экономические программы и проекты. Разве можно было говорить о решении каких-то глобальных задач шесть лет назад при нашей разобщенности, при конфликтах федеральной и региональных властей?
Сегодня экономическая доктрина ориентирована не только на государственный сектор. Учитываются интересы частного бизнеса, крупного, среднего и малого. Выразители их интересов, политические партии выдвигают идеи, к которым "Единая Россия" прислушивается. Никто ведь не будет отрицать большой интеллектуальный потенциал партии "Союз правых сил", не так ли?
В самой нашей партии дискуссии проходят достаточно острые, что дало повод некоторым говорить о правом и левом крыльях в "Единой России". На самом деле, никаких крыльев нет. Так называемые "левые" - за более жесткий государственный контроль и социальную защищенность, "правое крыло" - за более свободные рыночные отношения. Но найден разумный компромисс, и единство "Единой России" восстановлено.
Владимир Иванов, заместитель губернатора по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике: Чтобы добиться роста экономики, надо убрать административные барьеры, возведенные перед бизнесом. Даже мне, заместителю губернатора, порой трудно было "пробить" свои вопросы в тех или иных контролирующих органах. Их региональные руководители соглашались, что да, именно так и нужно сделать, а потом опять начиналась пробуксовка.