Что делать водителю перегруженного самосвала, если на спуске с Молитовского моста перед ним резко затормозит рейсовый автобус, а у него самого вдруг отказывают тормоза? Довериться слепому случаю и не предпринимать вообще никаких действий или
Поворот налево
В тот апрельский день он двигался по правой полосе моста и, когда увидел, что следовавший перед ним рейсовый автобус «ЛиАЗ» притормозил, тоже нажал на педаль тормоза, однако та провалилась. Попытка остановиться с помощью ручного тормоза также не увенчалась успехом. И тогда, стараясь избежать столкновения с переполненным автобусом, водитель свернул влево…
Избежав столкновения с автобусом, Хафизов «собрал» на встречной полосе 11 легковых автомашин. Из всех водителей и их пассажиров, попавших в аварию, пострадала лишь одна из участниц ДТП, получившая легкие ранения.
— Не сверни водитель влево, последствия могли быть куда печальнее, — комментирует адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Понизовский. — Более полусотни пассажиров могли бы серьезно пострадать, автобус мог упасть с моста. Получается, что своим маневром Хафизов спас им жизни и здоровье. Тем не менее суд именно его признал виновным в совершении ДТП и квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ «Нарушение ПДД или эксплуатация транспортного средства, повлекшая по неосторожности причинение легкого вреда здоровью человека». А вот действовал ли Хафизов в условиях крайней необходимости или нет, это суд вообще
Сейчас к Хафизову из различных судов Нижнего Новгорода, Кстова и Дзержинска поступают повестки в суд от участников аварии.
Хотя, как считают адвокаты, Хафизов в этой ситуации вообще должен быть заявлен в суде как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований.
— Статья № 1068 Гражданского кодекса РФ «Ответственность юридического лица» гласит, что при причинении вреда работником при исполнении служебных обязанностей взыскивать компенсации суды должны в первую очередь с организации, — говорит Александр Понизовский. — А уж потом организация в регрессном порядке при установлении виновности работника имеет право взыскивать ущерб с него.
Восемь фальшивых тонн
В рамках досудебного следствия предыдущим защитником Ильдара Хафизова назначалась экспертиза, консультационные исследования которой свидетельствуют о том, почему у самосвала не сработали тормоза. За день до ДТП у этого автомобиля заменяли всю тормозную систему. Представленные суду документы красноречиво говорят о том, что работа тормозной системы груженого автомобиля должным образом не была протестирована.
— Мало того, другая компания, которая производила загрузку самосвала, в кузов поместила 26 тонн 166 килограммов груза, — констатирует Александр Понизовский. — А вот в суд компания предъявила ксерокопию совершенно другой накладной, в которой значится уже 18 тонн груза. Что это, если не фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении? А по статье 12.24 КоАП РФ, карающей за нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшей по неосторожности причинение легкого вреда здоровью человека, должен отвечать отнюдь не водитель, а должностное лицо, выпустившее в рейс неисправную автомашину. Но 12 ноября прошлого года по этой статье оштрафовали на 1500 рублей
При этом, по мнению адвоката, абсолютно отсутствует вина водителя самосвала, который предпринимал действия, спасающие людей. Трудно не согласиться с адвокатом в том, что машины — всего лишь железо, главное —
Константин ШИШАРИН.