Помял железо ради людей

Помял железо ради людей

Что делать водителю перегруженного самосвала, если на спуске с Молитовского моста перед ним резко затормозит рейсовый автобус, а у него самого вдруг отказывают тормоза? Довериться слепому случаю и не предпринимать вообще никаких действий или все-таки попытаться свести возможные последствия аварии к минимуму, избежав человеческих жертв? Нижегородец Ильдар Хафизов предпочел второй вариант.

Поворот налево

В тот апрельский день он двигался по правой полосе моста и, когда увидел, что следовавший перед ним рейсовый автобус «ЛиАЗ» притормозил, тоже нажал на педаль тормоза, однако та провалилась. Попытка остановиться с помощью ручного тормоза также не увенчалась успехом. И тогда, стараясь избежать столкновения с переполненным автобусом, водитель свернул влево…

Избежав столкновения с автобусом, Хафизов «собрал» на встречной полосе 11 легковых автомашин. Из всех водителей и их пассажиров, попавших в аварию, пострадала лишь одна из участниц ДТП, получившая легкие ранения.

— Не сверни водитель влево, последствия могли быть куда печальнее, — комментирует адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Понизовский. — Более полусотни пассажиров могли бы серьезно пострадать, автобус мог упасть с моста. Получается, что своим маневром Хафизов спас им жизни и здоровье. Тем не менее суд именно его признал виновным в совершении ДТП и квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ «Нарушение ПДД или эксплуатация транспортного средства, повлекшая по неосторожности причинение легкого вреда здоровью человека». А вот действовал ли Хафизов в условиях крайней необходимости или нет, это суд вообще почему-то не оценивал. Один из водителей пострадавших машин предоставил видеосъемку и фототаблицу, но ни то, ни другое почему-то не было принято к рассмотрению судом.

Сейчас к Хафизову из различных судов Нижнего Новгорода, Кстова и Дзержинска поступают повестки в суд от участников аварии. Кто-то из пострадавших обратился в суд по месту своего жительства, другие — по месту жительства Хафизова, третьи — по месту нахождения одной страховой компании, четвертые — другой. Защита шофера самосвала уже направила возражение и предложила объединить все дела одного ДТП в одном суде.

Хотя, как считают адвокаты, Хафизов в этой ситуации вообще должен быть заявлен в суде как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований.

— Статья № 1068 Гражданского кодекса РФ «Ответственность юридического лица» гласит, что при причинении вреда работником при исполнении служебных обязанностей взыскивать компенсации суды должны в первую очередь с организации, — говорит Александр Понизовский. — А уж потом организация в регрессном порядке при установлении виновности работника имеет право взыскивать ущерб с него.

Восемь фальшивых тонн

В рамках досудебного следствия предыдущим защитником Ильдара Хафизова назначалась экспертиза, консультационные исследования которой свидетельствуют о том, почему у самосвала не сработали тормоза. За день до ДТП у этого автомобиля заменяли всю тормозную систему. Представленные суду документы красноречиво говорят о том, что работа тормозной системы груженого автомобиля должным образом не была протестирована.

— Мало того, другая компания, которая производила загрузку самосвала, в кузов поместила 26 тонн 166 килограммов груза, — констатирует Александр Понизовский. — А вот в суд компания предъявила ксерокопию совершенно другой накладной, в которой значится уже 18 тонн груза. Что это, если не фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении? А по статье 12.24 КоАП РФ, карающей за нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшей по неосторожности причинение легкого вреда здоровью человека, должен отвечать отнюдь не водитель, а должностное лицо, выпустившее в рейс неисправную автомашину. Но 12 ноября прошлого года по этой статье оштрафовали на 1500 рублей почему-то именно Хафизова.

При этом, по мнению адвоката, абсолютно отсутствует вина водителя самосвала, который предпринимал действия, спасающие людей. Трудно не согласиться с адвокатом в том, что машины — всего лишь железо, главное — все-таки люди.

Константин ШИШАРИН.

Следите за нашими новостями в удобном формате