В зале Выставочного центра НГТУ людно - проходит фестиваль декоративно-прикладного искусства "Галерея ремесел". "Вы не видели, что здесь творилось в выходные!" - говорят мастера.
Как и прежде, катастрофически не хватает места для желающих поучаствовать, вновь примерно на треть обновлен состав мастеров, и вновь разбегаются глаза. Нащупывая купюры в кармане, пытаюсь сделать выбор между вышивкой в стиле ар деко, элегантным бисерным же колье и :телефоном, остроумно упакованным в полированное дерево и плетеную бересту.
К сожалению, завтра, то есть 17 января, "Галерея ремесел" завершается. "Где я могу найти вас и ваши работы?", - обращаюсь к мастерам.
"Здесь же. На следующий год", - без тени улыбки отвечают они.
Мастер-резчик Игорь Фролов рассказывает о проблемах, с которыми сталкиваются мастера. За прошедшие годы общими усилиями добились некоторых перемен к лучшему, но невнимание властей к мастерам и их делу остается прежним. Мастер декоративно- прикладного искусства - до сих пор профессия непризнанная".
- В Нижнем Новгороде нет программы по развитию народного творчества и художественных ремесел, - начинает свой монолог мастер Фролов. - В городе немало центров обучения декоративно- прикладному искусству, в том числе и на уровне высшей школы, но очень мало выставочных площадок и профильных выставок.
Все равно что готовить первоклассных музыкантов- исполнителей и при этом не иметь ни одного концертного зала.
Между тем за прошедшие годы "Галерея ремесел" стала стабильной. Нас ищут, к нам стремятся, и мы часто затрудняемся с выбором достойнейших из достойных.
Посетителей становится все больше. Снят вопрос с популяризацией декоративно-прикладного искусства. Правда, это заслуга не только наша, но и ЗС НО, проводящего регулярные тематические конкурсы в СМИ.
Серьезной проблемой остается передача умений и традиций. Например, в Тарасихе живет мастер, один из последних в области изготавливающий корзины из дранки. Были ученики, но они не сумели перенять тайны: вроде бы просто, да никак не получается. А мастеру уже семьдесят лет. И вот, как раз на "Галерее ремесел", нашелся человек, желающий поучиться - говорит, что чувствует в себе силы и возможности. Впрочем, с обучением также свои проблемы. Если специалист едет из области, посвящая целый день мастер-классам, значит, в этот день он ничего не изготовит, то есть минус дневной заработок. К слову, о заработке, осталась проблема мест, где мастер мог бы реализовать свои произведения. Нам крайне нужны муниципальные салоны, с социокультурным статусом! По-прежнему не получается диалог между мастерами и властями.
Пусть городская администрация обратит на нас внимание! Ведь наши работы приводят в восхищение иностранцев. Нижегородская область - ведущая в России по промыслам, и не только благодаря хохломе.
Да и хохлома, кстати, когда- то тоже начиналась с одного мастера...
Мария ФЕДОТОВА.
К С Т А Т И
Спасательный круг Более 500 миллионов рублей собирается выделить региональная власть на реализацию областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, рассчитанной на ближайшие пять лет.
Ее обсуждение прошло вчера на заседании правительства.
Главной целью программы является создание благоприятных условий для развития народных художественных промыслов Нижегородской области в качестве конкурентоспособной отрасли экономики региона и сохранение промыслов в рыночных условиях как важной части национальной культуры.
По мнению губернатора Валерия Шанцева, программа как нельзя более своевременна. За последние годы этот уникальный пласт культуры несет большие потери. Из некогда бытовавших на территории области 35 видов промыслов на сегодня сохранились лишь 15.
Тем не менее Нижегородская область выпускает примерно треть объема продукции художественных промыслов всей России, и, как заметил Валерий Шанцев, изделия нижегородских мастеров востребованы на всех туристических маршрутах.
Программой предусмотрен ряд мер, направленных на развитие сети торговли предприятий художественных промыслов, на борьбу с контрафактной продукцией и на создание сырьевой базы для отрасли.
Наталья ОЛЕНИНА.