У школьников каникулы. И пока родители на работе, дети предоставлены сами себе больше, чем обычно. Многие из них проводят время в общении с друзьями, но отнюдь не во дворе, а в Глобальной сети. Тем паче, что сейчас компьютер, планшет, айпад, телефон с выходом в Интернет в руках подростка отнюдь не роскошь, а самое обычное дело.
Нетипичные контакты
Между тем компьютерные вирусы, «недетский» контент, опасность «заиграться» в любимые компьютерные игры до потери сознания, происки мошенников, а то и прямые угрозы — вот далеко не полный перечень того, с чем может столкнуться маленький человечек. Недостаток жизненного опыта делает юного пользователя беззащитным перед умелыми действиями правонарушителей виртуального мира, и равно как незнакомцам на улице не стоит сообщать свой адрес и давать ключи, в Сети также совершенно ни к чему выкладывать в общий доступ личные данные и пароли…
В Интернете возможность анонимности влечет за собой реальную опасность появления среди, скажем, френдов (виртуальных друзей) вашего ребенка волков в овечьей шкурке. Не поленитесь заглянуть в его компьюртер и посмотреть список его друзей! Наверняка среди одноклассников и ровесников вы найдете немало групп по интересам, причем «интересы» могут быть весьма разными: от магазина модной одежды до сомнительного юмора, а то и суицидального рода компашек. Не исключена парочка нетипичных контактов — сравнительно взрослых людей. Если поспрашивать чуть подробнее, с кем и о чем ребенок общается, может обнаружиться, что
Прежде чем сделать первую затяжку, Миша познакомился в соцсети с ребятами, выращивавшими марихуану в домашних условиях. «Зачем тебе самому с этим связываться, давай мы тебя просто угостим!», — сказали добрые ребята. И угостили. Раз, другой. Потом предложили покупать. Потом предложили таблетки — «с них реально прет»… Перед тем как начать курить, продвинутый Миша активно посещал группы, где расписывались веселые прелести «глюков по траве», увлекался психоделическим искусством и интересовался культурой ЛСД… а вот с радужными переливами наркоманского творчества шестидесятников Merry Pranksters Мишу познакомил его собственный отец, не ведавший, что творит. «Наверное, надо было сразу объяснить пацану, что Merry Pranksters, принимавшие наркотики, сошли с ума и умерли один за другим в течение очень короткого времени», — твердит папа.
Хочешь познакомиться?
С целью получить ответ на вопрос, с чем сталкивается ребенок в популярной социальной сети, был создан «фальшивый» профайл девочки — обычной симпатяшки тринадцати лет от роду. В течение недели ее буквально завалили спамом, приглашениями в «крутые» группы (весьма сомнительного содержания), настойчивыми «письмами счастья» с предложением «пройти по ссылке» (и получить вирус) плюс несколько предложений о знакомстве, в том числе явно педофилического содержания… Интересно, смог бы реально существующий ребенок адекватно рассортировать все эти заманчивые письма и не быть вовлеченным в чужую игру?
А вот реальная история. Семнадцатилетняя Кэти приехала в Нижний Новгород из Телави год назад, страшно скучает по родным местам и, конечно, по общению. Поэтому она была приятно удивлена, когда к ней в профиль «постучался» некто Nevroza — судя по фотографиям, красивый молодой парень с автомобилем, — и на чистейшем грузинском языке спросил, как дела, как настроение, «что сейчас делаешь». Счастливая Кэтино некоторое время вела светскую беседу, но когда новый друг предложил встретиться, вдруг призадумалась, а в каком он сейчас городе находится? И спросила
«Хорошо еще, что с роботом, — вздыхает ее мама. — Кто знает, на какую встречу мог бы позвать ее человек с автомобилем?».
Заплати — и будешь крут
А еще в Интернете любят раскручивать на деньги. Преимущественно это социальные игры и массовые многопользовательские
В минувшем году некий мальчик запросто потратил на апгрейд своего игрового персонажа свыше 1600 долларов, переведя их с родительской кредитной карты. Хотя согласно российскому законодательству дети до 14 лет имеют право самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые покупки в личных нуждах, в какое правовое поле попала бы данная сделка, свершись она в России, и можно ли было бы ее оспорить? И вообще, какова вероятность того, что ребенок сможет воспользоваться банковским счетом взрослых с тем, чтобы прикупить себе новый доспех или световой меч?
— Подобные случаи по России мне неизвестны, — утверждает руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ПФО Анатолий Селезнев. — Вообще в данной сфере регулирующими законами являются
— Это скорее вопрос к банкирам, от которых мы никак не можем дождаться определенной степени защиты счетов. А вообще по поводу правового поля в Интернете пока сложно, — разводит руками руководитель российского исследовательского центра «Лаборатория Касперского» Сергей Новиков. — Если на улице человек украл тысячу рублей, его судят и он получает срок. Если в Интернете человек выманил сто тысяч, гораздо сложнее его наказать.
На комп замок не повесишь…
«В Интернете, прошу прощения, очень много дерьма», — в сердцах произносит Сергей Новиков. По справедливому мнению специалиста, у многих детей есть личные гаджеты, и проконтролировать пребывание своих чад в Сети родители могут далеко не всегда. Да и, как выясняется, большинство мам и пап на это просто «забивают»: сидит ребенок тихо,
В текущем году были проанализированы данные облачного сервиса KSN и модуля «Родительский контроль» в защитных продуктах «Лаборатории Касперского». Как выяснилось, юных пользователей Нижнего Новгорода привлекает определенный набор потенциально опасных ресурсов. Первое место заняли социальные сети, на которые пришлось 63,38 процента от всех заходов. Это чуть повыше общероссийского показателя.
Почетное второе место по количеству нижегородских заходов — 14,59 процента — удерживают порно и эротика (а по стране в целом на второй позиции
Кстати, с посещением «запрещенных» ресурсов сложилась интересная картина относительно времени суток. Пик пребывания юных пользователей на недетских ресурсах Сети приходится на промежуток между 15 и 18 часами — когда находятся без присмотра — обычно в то время, когда они уже пришли из школы, а родители еще на работе. Либо глубокой ночью, когда «предки» сказали свое «Доброй ночи!» и ушли спать.
Что же теперь, на компьютер замок вешать?
— Очень желательно знать, какие сайты посещал ребенок, с кем он общался в соцсетях, какие данные отправлял, какую информацию скачивал, — говорит Сергей Новиков. — Но решать такие вопросы надо крайне деликатно. Лично контролировать детей в течение всего дня, конечно, невозможно. Гораздо эффективнее со стороны родителей объяснить детям правила осторожного поведения в Сети. В качестве страховки всегда можно использовать функции родительского контроля в защитном ПО, — подытоживает эксперт.
Мария ФЕДОТОВА.
Фото children.com
Мнения
Татьяна, сыну 11 лет:
— Он телефон из рук не выпускает, с
кем-то постоянно общается,что-то читает. И,по-моему , он ответы на домашние задания из Интернета скачивает — уж слишком быстро математику делает. Как экзамены сдавать будет, не представляю.«Просто папа», сыну 13 лет:
— Просматривая компьютерный журнал событий, я обнаружил, что сын регулярно посещает сайты с обнаженными девушками. Если без ханжества, то я не вижу в этом ничего смертельного. Ребенок растет, причем развивается как нормальный мужчина, и в наше непростое время это не может не радовать.
Альбина, дочке три года:
— Компьютерные развивающие игры для малышей — это настоящее спасение! Мы уже знаем счет до десяти и почти весь алфавит, умеем собирать пазлы и решать множество логических задач. Я не говорю уже о том, что нам доступны огромные богатства детского кино…
Лена, дочке 15 лет:
— Моя девица давно стала самостоятельной, планшет запаролила, на все вопросы отвечает «Все нормально». Думаю, глупостями заниматься ей просто некогда — она помимо школы ходит на плавание и на танцы, времени ни на что больше нет…
Ирина, сыну 14 лет:
— Я регулярно захожу на страницу своего сына в соцсети и смотрю на его друзей, на переписку, на рекомендуемые ссылки. Вроде ничего страшного пока не вижу, хотя, на мой взгляд, очень много мата. Было. Пока мы не поговорили несколько раз о том, что загрязнять речь не круто.