Нижегородский писатель Петр Боборыкин учился в университетах Казани и Дерпта, стал драматургом, был женат на актрисе и успешно публиковался в «толстых» журналах, а затем почил в возрасте 85 лет в швейцарском Лугано. Как было принято в XIX веке среди особ умственного труда, много лет провел за границей, где близко сошелся с Эмилем Золя, Альфонсом Доде и Эдмоном Гонкуром.
Именно нижегородец Боборыкин ввел в массовое употребление в русской культуре понятие «интеллигенция» в его нынешнем значении. То есть слово это употреблял еще Цицерон, однако нижегородец радикально обновил смысл: согласно его формулировке, интеллигенция — это представители «высокой умственной и этической культуры».
Какими были нижегородские интеллигенты — современники Боборыкина, сто с лишним лет назад ходившие по тем же улицам, что и мы сегодня?
В выставочном зале «Покровка, 8» пунктиром подлинных вещиц означены три пространства — кабинет, столовая и гостиная. Выставка «Нижегородская интеллигенция: время и люди» (вторая половина XIX — начало ХХ века) скомпонована из предметов собрания Музея нижегородской интеллигенции, который временно обосновался на втором этаже «Покровки, 8».
Очень любопытна, например, афиша городского Николаевского театра (ныне театр драмы), датированная 1909 годом. Нижегородцев приглашают на комедию Грибоедова «Горе от ума» в исполнении антрепризы Петра Петровича Медведева. Очень крупным шрифтом указано, что весь сбор пойдет «в пользу инвалидов» и что «цены местам обыкновенные».
Или взять стенд, посвященный музыкальной культуре Нижнего. Конечно, тут не обошлось без имени Василия Юльевича Виллуана, и очень показательна программка очередного «квартетного утра» (начинающегося между тем в полвторого дня) в Коммерческом клубе — сегодняшнем ДК имени Свердлова. Исполняемые произведения достойны значиться в филармонической программке, в репертуаре, скажем, квартета имени Бородина: op. 18 Бетховена, шубертовский op. 47 и первый квартет Чайковского — модная новинка того времени.
«Музей интеллигенции» — это такой музей, где хранится последняя интеллигенция?» — непочтительно хихикают подростки. «Интеллигенции хватает и сегодня. И не только в музее», — строго обрывает шутников смотритель.
Мария ФЕДОТОВА.
Справка «НН»
Помимо слова «интеллигент» Боборыкин изобрел отличный, простой и сытный закусочный салат «Ерундопель», впервые представленный на страницах его романа