И Немцова обул, и Зюганова

И Немцова обул, и Зюганова

Драгоценные породы дерева и кожа экзотических животных, мех, кость, китовый ус, янтарь, нефть, золото и серебро, ткани, фарфор, гвозди и многое, многое другое. Все это — материал для изготовления… обуви. Штучной обуви от Рустама Адюкова.

Без права на ошибку

Художник долгое время жил в Дзержинске, но в последние годы больше известен в Европе, чем на родине. Еще в раннем детстве он украшал чешки и кеды бусинками, добытыми из маминой бижутерии. Родителям стало ясно, что таланту срочно необходима огранка, и Рустама отдали в дзержинскую художественную школу, а потом он учился в институте легкой промышленности. Далее последовала армейская служба: Чечня, Ханкала, орден Мужества. Но искусство и тут не отпускало: в перерывах между боями художник пробовал из кирзачей изготавливать модные «казаки».

Первая концептуальная коллекция обуви родилась пятнадцать лет назад, а вскоре пришел и успех. Поначалу пришлось побегать с эскизами по специалистам, и некоторые крутили пальцем у виска, зато в итоге сложилась профессиональная команда, готовая на все.

Авторская обувь делается небыстро, стоит недешево. Над некоторыми обувками работает целый творческий коллектив специалистов, включая вышивальщиков, ювелиров, кузнецов и резчиков. Применяемые технологии также, мягко говоря, для обувного производства нетипичны — например, цианотипия. Но результат выглядит просто сногсшибательно.

Иные пары делаются на заказ. Среди клиентов Рустама Адюкова — Борис Немцов (ботинки из кожи каймана), Геннадий Зюганов (туфли из кожи игуаны) и Ксения Собчак (сапожки с вышивкой золотыми нитями). Нашли своего преуспевающего хозяина и «Полярные льды» — шузы из кожи варана и теленка с золотом и серебром. «Делать обувь на заказ — очень кропотливый процесс! Эскиз, согласование, замеры, подгонка, капризы заказчика… И никакого права на ошибку!».

Нефть и матрешка

Зато художник оттягивается по полной на арт-объектах — тоже обуви, но не подлежащей носке и потому не подразумевающей ограничений. Называя свои работы «скульптурами на основе обуви», художник насыщает их историей и символикой из самых разных стран и культур мира.

Не так давно в Стокгольме состоялась презентация одной из последних работ Адюкова. Босоножки, получившие название «Образ новой эпохи», являются арт-объектом. К презентации, кстати, была приурочена премьера фильма The Village Gay Рустама Адюкова и Константина Гусева, о чем «НН"уже писали.

«Образ новой эпохи» вызывает определенное эстетическое оживление у зрителей. Символический язык ясен и жесток: силуэты куполов, увенчанных монетами; скорбящая матрешка; гвозди, пронзающие подошву. Объекты покрыты акрилом с добавлением нефти.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Олега ЗАЙЦЕВА.

Справка «НН»

Рустам АДЮКОВ — художник, дизайнер, родился 7 ноября 1976 года.

В 2002 году стал лауреатом крупнейшей российской обувной выставки Mosshoes в номинации «Авангард», в 2005 и 2006 годах занял первое место на Международной выставке обуви и аксессуаров MIDEC в Париже, после чего был приглашен в жюри выставки.

В 2007 году стал обладателем национальной премии Франции Escarpin De Cristal («Хрустальный башмачок») и получил заказ на проектирование партии обуви класса «элегант» от французской фирмы Charles Journal.

В 2008 году окончил Волго-Вятскую академию госслужбы.

Следите за нашими новостями в удобном формате