Многозначительное молчание мэтров и дикие крики молодых. Отрицание и призыв. Рафинированные формы и хулиганские выходки, все наисвежайшее, высшего качества. Таковое искусство представлено на первом этаже нижегородского Арсенала до 11 августа, и его уровень подтвержден авторитетом Всероссийского конкурса «Инновация 2012».
Символы и символизм
«Инновация» — это огромный смотр современного отечественного искусства, проводимый Государственным центром современного искусства при поддержке федерального Министерства культуры с 2004 года. Примерно семь процентов заявок, стекающихся со всей страны, участвуют в итоговой выставке. И там есть чему подивиться как знатокам, съевшим собаку на ребусах modern art, так и тем, кто еще только приступает к закуске.
Практически на старте находится проект «Московский концептуализм. Начало» Юрия Альберта. Это очень высокая планка! Кстати, в рамках выставки также показывают абсолютно инновационную оперу «Марево» от нижегородской «Провмызы».
Если говорить о том, чего мы не видели, безусловно, хорош «Угол зрения» Леонида Сокова. Символы, святые для многих, — гербы, портреты вождей — преподносятся в абсолютно уморительном контексте примитивной народной игрушки, помогая избавиться от раболепного страха перед политическими авторитетами, а Мерилин Монро запросто встречается со Сталиным.
Руками — трогать!
Безусловно, занимательными аттракционами являются три слова, плотно выложенные на стене кусками полированного ДСП «Искусство принадлежит народу», и темная комната от бывшего нижнетагильского газосварщика, а ныне весьма уважаемого современного художника Владимира Селезнева. Под напористые звуки скерцо из Девятой симфонии Бетховена зритель постигает стремление к победе и фатальную обреченность на провал: слепящий свет лампы сменяется затемнением, броские лозунги — ультрафиолетовым принтом «Все напрасно».
Современное искусство любит взывать к контактам первого рода с посетителями. В данном случае есть возможность полежать на белой кроватке и посмотреть на свисающие с потолка красные нити. Так осознают пространство молодые «Варвары».
Взметнувшийся под своды девятый вал из тысяч коньковых лезвий живет в тихой тьме забвения: под моцартовскую Lacrymoza пузырьками ввысь уходят лица людей,
А екатеринбургский художник
Мария ФЕДОТОВА.
Фото автора.