Ради жизни над Землей

Ради жизни над Землей

«Элизиум: рай не на Земле». США, 2013. Режиссер Нил Бломкамп. В ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли, Алиси Брага, Диего Луна, Вагнер Моура.

Планетарная несправедливость

2154 год. Земля превратилась в огромный барак: перенаселенность, нищета, антисанитария, бессильная медицина, недоступное образование. Здесь живут люди «второго сорта», тогда как избранные давно организовали себе рай на небесах: на искусственной планете Элизиум — заоблачный уровень жизни.
Земляне совершают отчаянные попытки прорваться туда, но удается это единицам. Ведь на страже стерильной безопасности элиты стоит безжалостный министр обороны с обликом Джоди Фостер. Она же контролирует и Землю: народными толпами там управляют роботы, которых сами же простолюдины и создают. Райское наслаждение требует жертв, а наживается на земных трудах, естественно, Элизиум.

Землянин Макс, порвав с криминальным прошлым, устраивается работягой на завод. Там он получает смертельную дозу радиации и, чтобы добыть спасительную путевку на Элизиум, где исцеляют от любой хвори, обращается к местному криминальному авторитету. Ради излечения он готов на все. Ему делают варварскую операцию, вживляя в голову чип, и поручают захватить посла Элизиума на Земле, чтоб скачать из его мозга секретные материалы, сулящие богатство. Вот только в голове у посла отнюдь не банковские реквизиты, а программа перезапуска Элизиума — проще говоря, госпереворота, который готовит героиня Фостер. На защиту информации она посылает своего агента — злобного дикаря, с которым главному герою и предстоит бороться весь оставшийся фильм. Осложняет ситуацию присутствие любимой девушки Макса и ее дочери, тоже смертельно больной и тоже надеющейся на чудесную медицинскую капсулу, что там, на Элизиуме, стоит в каждом доме.

Пробелы в логике

По сути, фильм — обыкновенная социалистическая утопия. Изначальный замах кажется очень серьезным, а образы, в которых обрисованы глобализм и неравенство, — точными и актуальными. Концентрация событий высока, сюжетные зигзаги причудливы. По крайней мере, на стадии завязки. Ближе к кульминации и развязке интерес сменяется недоумением, поскольку неистовые битвы с роботами вытесняют все остальное, в том числе логику событий.

Герои волшебным образом преображаются: тупой громила вдруг обнаруживает политический нюх, а его начальница из акулы капитализма враз превращается в бедную овечку. Алчный бандит легко и непринужденно оборачивается сердобольным спасителем человечества, а собственно Макс, поначалу ведомый лишь инстинктом самосохранения, внезапно становится образцом жертвенности.

Много чего можно поставить в вину авторам фильма и по мелочи. Так, совершенная техника, способная выследить героя в любой точке земного шара, в упор не «видит» его под деревянной телегой. А простой рабочий воюет, как элитный спецназовец.

Проигнорированными остаются и существенные вопросы. Например, не растопчут ли друг друга земляне по пути к безоблачному счастью? Не превратится ли Элизиум в такой же барак, что и голубая планета? И на кого, в конце-то концов, переметнувшиеся герои оставляют родную Землю?

Следите за нашими новостями в удобном формате