Российский футбол самый беспощадный во всем мире. Про бессмысленность оного мы говорить не станем. Но беспощадность затронем. И в качестве предыстории вспомним команды Нижегородчины, канувшие в Лету.
Вот придут хозяева
А таких было немало. Это и главная любовь нижегородских почитателей футбола «борманский» «Локомотив», и
К чему бы это? Тут все просто. Нижегородский футбол никогда не был футболом частным, за который так ратует министр спорта, туризма и молодежной политики, а также «знаток» английского языка Виталий Мутко. Нижегородский футбол, как и весь спорт, обусловлен личными пристрастиями власть имущих. Иными словами, руководители области сами создают почву для существования команд. С одной стороны, схема довольно прочная и надежная. Ну, судите сами, кто пойдет наперекор воле, скажем, любого губернатора, который «рекомендует» крупнейшим предприятиям, работающим на территории области, оказывать спонсорскую поддержку той или иной команде. Но у этой медали есть и оборотная сторона. Все правители — люди приходящие и уходящие. Соответственно, как говорит министр, от государственной поддержки в футболе стоит отказаться, отдав игру № 1 на откуп частным инвесторам. Мол, придут хозяева, приведут с собой порядок и стабильность.
Но, допустим, если и так, то сразу же возникает два важных вопроса. Первый: как заинтересовать спонсора, чтобы он вкладывал свои миллиарды в команду, на матчи которой собирается полтора «землекопа». И второй: а что делать дальше?
Из грязи — в князи
Начнем по порядку. Итак, до недавнего времени в российском футболе высшего дивизиона было 4 частных клуба: московский «Спартак», ЦСКА, «Краснодар» и махачкалинский «Анжи». Владелец «Спартака» Леонид Федун спонсирует команду частично на свои средства, а частично на деньги
И есть еще одна команда, назначение которой на первый взгляд было никому не понятно, но, если копнуть глубже, все становится на свои места. Речь идет о махачкалинском «Анжи», о котором пишут ныне все кому не лень.
Два с половиной года назад случилось, наверное, самое громкое событие в футбольной Европе. Команду из бедствующего и социально неблагополучного Дагестана купил богатейший человек из этого региона Сулейман Керимов. И казалось бы, эта новость останется в числе значимых лишь на уровне местного, дагестанского масштаба, если бы не одно «но». Тут же было объявлено о том, что в Махачкале будет строиться
Сулеймана все
Будут болеть искреннее
Первый тревожный звоночек прозвенел еще пару месяцев назад, когда был расформирован финансовый отдел клуба. Нонсенс! Как можно ликвидировать важнейшее звено, когда команда впервые в истории готовится выступать на европейской арене? Конечно, на место сокращенных были тут же наняты другие сотрудники, но, чтобы вот так вот, резко переиначить целый отдел — это как минимум странно. Причина кроется в банальном вопросе, который сопровождает все структуры нашей страны. Есть сведения, что Сулейман Керимов, щедро одарявший подарками своих игроков, ввиду крайней занятости упустил нити правления из своих рук, доверив это тем, кто в итоге, что называется, не забыл и о себе. И, возможно, все бы было ничего и стратегия клуба никак бы не изменилась, но, словно гром среди ясного неба, произошел резкий обвал стоимости акций одной из главнейших корпораций Керимова.
По некоторым сведениям, он только за счет этого обвала потерял около 700 миллионов евро, и это только единовременно.
Кроме того, как говорят знающие люди, есть еще причина, по которой Керимов сократил финансирование проекта. Изначально футбольный клуб «Анжи» в своем виде, в котором он пребывал до реорганизации, создавался для отвлечения местных жителей от криминала, который, не секрет, пропитал республику насквозь. Клуб якобы был буквально насильно вложен в руки Керимову, которому были обещаны некие дотации, разумеется так и не выплаченные. А своих средств было вложено ох как изрядно. Ведь «Анжи» — единственный клуб, фанаты которого летали на выездные матчи чартерным рейсом! А зрители, находившиеся в
Тот факт, что в команде уже давно не все гладко, подтверждает и тот факт, что в период межсезонья стан махачкалинцев покинул пресловутый Роберто Карлос. А спустя два тура после начала чемпионата в отставку подал главный тренер Гуус Хиддинк.
Как бы то ни было, но сейчас бюджет команды будет равен финансированию среднего, по меркам РФПЛ, клуба. Команда, ранее квартировавшая в Москве, переезжает на ПМЖ в Махачкалу, продавая попутно всех своих звезд, в том числе и Самуэля ЭтоўО, которым активно интересуется итальянский «Наполи».
Вся эта ситуация с дагестанской командой показывает, что не столь и важно, кем спонсируется клуб — государством или частными инвесторами. Важно другое — как это делается. Собственно, поэтому в начале статьи мы и вспомнили исчезнувшие нижегородские команды. И если уж такая ситуация коснулась «Анжи», то что говорить о нашем футболе? Главное — не разрушать то, что есть, и не мешать строить то, что бы помогало развиваться. Вот тогда мы никогда не повторим путь «Анжи», а будем следовать своей дорогой, дорогой развития.
Рафаэль МОРАЛЕС.
Фото football.
Тем временем
Казакова — в отставку
Главный тренер столичного «Торпедо», нижегородец Владимир Казаков, после поражения от дзержинского «Химика» подал в отставку. На тот момент команда шла на предпоследнем месте, имея в активе лишь два очка.
Вместе с тренером команду покинули почти все нижегородцы и те игроки, которые известны по выступлениям за нижегородские команды.
Защитники Дмитрий Айдов и Егор Тараканов перебрались в ФК «Уфа» в компанию к нижегородцу Николаю Жиляеву. А Александр Салугин и Дмитрий Кудряшов, известные по выступлениям за нижегородскую «Волгу», были отзаявлены руководством клуба. В данный момент агенты игроков подыскивают им новые команды.