Школьные годы мобильные…

Школьные годы мобильные…

 

Маленьких детей буквально с пеленок привлекают атрибуты взрослой жизни. Самой большой привлекательностью в глазах нынешнего поколения обладает сотовый телефон. Если игрушечный аналог покупают, когда чадо еще ездит в коляске, то вопрос, когда покупать настоящую трубку, остается открытым.

Всегда на связи

Многие покупают сотовый ребенку, когда тот идет в школу. В первом классе телефоны, как правило, есть лишь у части учеников, а оканчивают начальную школу дети уже в условиях поголовной телефонизации.

Прежде всего родители стремятся контролировать свое чадо. Для этого сегодня даже необязательно постоянно звонить отпрыску: с помощью специальных программ можно отслеживать перемещения ребенка по городу. Например, министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергей
Кучин недавно признался журналистам, что именно так и контролирует свою дочь.

Педагоги в основной массе своей к сотовым телефонам у учеников привыкли и видят в них больше плюсов, чем минусов.

— Телефон помогает ребенку адаптироваться к школе, — говорит учитель младших классов Татьяна Павлова. — Он придает уверенность детям, которые знают, что в любой момент смогут получить помощь извне от людей, которым они полностью доверяют. В младших классах дети, бывает, не успевают в туалет, случаются «аварии». О таком рассказать учителю неудобно. Может школяр постесняться пожаловаться педагогу и на плохое самочувствие. Гораздо проще позвонить маме и пожаловаться ей, что тошнит или болит живот. Родитель в этом случае сам свяжется с учителем, и ребенка либо направят к медику, либо отпустят домой.

— Мне важно знать, что у дочери все в порядке, что ее никто не обидел, что она нормально дошла до школы или до дома, — рассказывает мама второклассницы Насти Черняевой. — Бывает, что дочка забудет тетрадку или спортивную форму, звонит бабушке, просит ей принести нужную вещь.

На вопрос, не мешает ли телефон учебному процессу, учителя в один голос утверждают следующее: необходимо сразу оговорить с детьми и родителями правила пользования мобильным.

— Важно объяснить детям, что во время уроков телефон должен быть выключен. Необходимо снабдить родителей расписанием переменок, чтобы они знали, когда можно звонить ребенку, — говорит учитель математики Елизавета Соловьева.

Кто кого круче

Помимо явных плюсов мобильной палочки-выручалочки, нельзя забывать и о минусах этого устройства. Современные дети с легкостью осваивают дополнительные функции сотовых, и трубка превращается в дорогую игрушку, которая позволяет слушать музыку, фотографировать, играть в игры.

— На переменках мне приходится буквально воевать с детьми, которые отказываются выходить в коридор подвигаться, а прилипают к экранам мобильников и вместо полноценного отдыха зависают в телефонных игрушках, — рассказывает учитель начальных классов Татьяна Павлова.

В средних классах возникают другие проблемы. Мобильник начинает восприниматься как средство выделиться среди сверстников. Если трубка недостаточно крутая, то это становится поводом для насмешек со стороны одноклассников.

— Сын учится в одной из престижных школ Нижнего Новгорода, и он устраивал настоящие скандалы, настаивая купить ему дорогой телефон, — поведала мама шестиклассника. — «Я с дешевым мобильным хожу как последний лох!» — заявлял мальчик. В итоге муж отдал сыну свой навороченный смартфон, а себе забрал его простенькую трубку…

Случается, телефон становится источником конфликтов с учителями. В старших классах Сергей П. демонстративно играл сотовым на уроках, что, естественно, вызывало недовольство педагогов. Родителям он говорил, что мобильный ему не мешает учиться, а помогает, мол, пользуется встроенным калькулятором, а в Интернете находит дополнительную информацию.

Ситуация усугублялась тем, что дорогой телефон мальчик купил на свои первые заработанные деньги. Когда взрослые пытались отобрать мобильный, Сергей резонно заявлял, что это его законная собственность. На сторону мальчика встала и школьный психолог, которая подтвердила, что забирать телефон взрослые не вправе.

В любом случае, считает педагог-дефектолог Мария Воропаева, с ребенком обязательно следует проговорить материальную сторону вопроса.

— Не секрет, что на «детском» телефоне деньги заканчиваются порой неожиданно быстро. Этому может способствовать безудержная ночная SMS-переписка, скачивание мелодий и картинок. Чтобы избежать упреков и препирательств, лучше заранее вместе выбрать тарифный план, оговорить еженедельную сумму, которую школьник может потратить на телефон. При этом лучше, чтобы юный мобиломан хоть какую-то ее часть гасил из своих карманных денег. Конечно, едва ли стоит надеяться, что ребенок будет сразу укладываться в обозначенную сумму. Но если вместе с ним регулярно анализировать траты, при этом запрашивая детализацию счета, то результат не заставит себя долго ждать.

Факторы риска

Родителям следует знать, что сотовый телефон может негативно сказаться на успеваемости ребенка в школе, отразиться на его самочувствии.

Офтальмологи предупреждают: пользование мобильником снижает периферическое зрение, что подтверждено обнаруженным специальными исследованиями сужением поля зрения. Это очень опасно для детей, особенно на улице, а также может ухудшать остроту зрения как на близком, так и дальнем расстояниях.

Не все взрослые задумываются о том, что телефон — источник вредного излучения. Многие папы и мамы сами носят трубки в карманах или на шнурке на шее и тем самым подают нежелательный пример детям.

Мама пятиклассницы Лариса Елисеева очень долго возмущалась, что на школьном сарафане нет карманов и сотовый положить некуда. «Придется самой такой карман соорудить, иначе дочь быстро телефон потеряет», — вполне осмотрительно решила родительница. Между тем вредное влияние радиоволн давно доказано.

— Правильно носить телефон не на себе, а в портфеле, сумке. Об этом элементарном правиле безопасности мы с детьми говорим во время урока здоровья, — поделилась учительница истории одной из нижегородских школ.

Чтобы свести влияние радиоволн к минимуму, детям не стоит разговаривать по сотовому телефону больше получаса в день и носить его близко к сердцу или подолгу держать у головы, скажем слушая музыку. Риск влияния радиоволн на мозг можно уменьшить, если вместо звонка посылать SMS-сообщения.

Нельзя забывать, что ребенок, разговаривающий по мобильному телефону в людном месте, является потенциальной жертвой уличных воришек. Необходимо объяснить ему элементарные правила безопасности: не носить телефон на шнурке на шее, не хвастаться им перед знакомыми и, тем более, незнакомыми людьми, не разговаривать по телефону на улице вечером без острой на то необходимости.

Александра МАХЛИНА.

Комментарий

Эльвира ХРЯЩЕВА, начальник отделения организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Нижегородской области:

— Ситуации, когда у ребенка в школе отбирают телефон старшие дети, к сожалению, случаются. Стоит заранее обговорить с сыном или дочерью подобное происшествие. Родители должны убедить ребенка, что в целях его же безопасности с аппаратом лучше расстаться. А вот уже после случившейся кражи сотового нужно обратится за помощью. Не следует дожидаться, пока родители придут с работы, ребенку стоит рассказать о произошедшем первому знакомому взрослому — школьному охраннику, учителю. Причем сделать это нужно как можно скорее, так как вероятность раскрытия любых преступлений по горячим следам гораздо выше.

Совет «НН»

Выбираем по трем правилам

Правило первое: телефон не должен быть дорогим, ведь такие аппараты чаще воруют. К тому же дети нередко теряют мобильники, забывают их где угодно. Кроме того, элитные гаджеты отличаются большим набором сложных функций, а младшему школьнику разобраться в их тонкостях довольно сложно. Или, напротив, они настолько его заинтересуют, что будут отвлекать от учебного процесса.

Правило второе: детский телефон должен быть эргономичным — легким, простым в управлении, с понятным меню, послушными крупными кнопками и достаточно громким звуком.

И, наконец, третье: трубка должна быть ударопрочной, максимально надежной.

Между тем

Британское правительство, учитывая результаты, предоставленные Великобританией, Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией — теми странами, где мобильные появились раньше остальных, рекомендовало использовать мобильные телефоны детям до 16 лет только для очень важных звонков, так как их нервная система пока еще находится в стадии формирования.

Основываясь на результатах исследований, специалисты британской Национальной коллегии по радиологической защите сообщили, что серьезной опасности для здоровья от использования мобильных телефонов не выявлено. Тем не менее ученые не советуют пользоваться сотовыми слишком часто.

Особенно это касается детей, которым рекомендуется использовать модели с низким показателем удельной мощности излучения или вместо звонков отправлять SMS-сообщения. Специалисты призывают не сбрасывать полностью со счетов различные утверждения о том, что мобильные телефоны могут вызвать доброкачественные опухоли, нарушения в работе мозга и даже влиять на структуру ДНК.

А как у них?

В США запрет на использование сотовых телефонов в образовательных учреждениях действует во многих штатах.

В Нью-Йорке запрет на мобильные телефоны охватил уже все государственные школы.

Против этого активно выступают как ученики, которые вынужденно прячут трубки в нижнем белье или в пакетах с завтраком, так и их родители, боясь чрезвычайной ситуации, которая может произойти в школе.

Со временем чиновники по всей стране начали осознавать, что категорический запрет нереалистичен. Однако у всего должны быть границы. Сегодня пользоваться телефонами во время уроков запрещено, а если кто-то нарушает это правило, то следует отбирать его телефон до конца занятий. Также запрещается приносить в школу мобильники, оснащенные фотокамерами, так как они могут быть использованы для списывания.

В Греции мобильными телефонами в учебных заведениях запрещено пользоваться как преподавателям, так и учащимся.

Учителей за использование сотовых телефонов в школе наказывают как за дисциплинарный проступок, а ученикам, помимо замечания, грозят санкции вплоть до исключения из учебного заведения.

На этот шаг министерство образования Греции пошло после того, как в полицию попали видеозаписи непристойного содержания с телефона, сделанные учителем в одной из школ на севере Греции.

В министерство образования Чехии обратилась группа учителей с предложением четко обозначить правила пользования мобильными телефонами на территории учебных заведений. Преподавателей не устраивало то, что ученики не только отвлекались от урока ради сообщения в Facebook, но и снимали учителей на видео, а затем выкладывали эти материалы на Youtube с не всегда корректными комментариями.

Правительство Франции также планирует ввести запрет на пользование мобильными телефонами в школах. Это как раз и есть случаи, подтверждающие необходимость создания актуального свода правил «мобильного этикета», а также набора санкций за его нарушение.

Следите за нашими новостями в удобном формате