Новая сборная Ирины Беловой

Новая сборная Ирины Беловой

Работать в команде - для "художницы" Ирины БЕЛОВОЙ привычное дело. Отточенность выступления, слаженные действия и полное взаимопонимание всегда отличали сборную России по художественной гимнастике, выступающую в групповых упражнениях.
За легкостью и красотой, демонстрируемыми гимнастками на помосте, скрывались месяцы кропотливой работы на тренировках.
Но они того стоили: российская команда, в составе которой выступала нижегородка Белова, выиграла олимпийское "золото" в австралийском Сиднее...
Чем живет наша олимпийская чемпионка сегодня? На первый взгляд в ее жизни мало что изменилось.
Снова тренировки, поездки на сборы и соревнования, только теперь она тренер училища олимпийского резерва. Вот и наш разговор состоялся, как говорится, на чемоданах. В воскресенье Ирина вернулась из Пензы, где ее подопечные выступали на первенстве Приволжского федерального округа, а в среду Белова отбывала во Владимир, где юные нижегородские гимнастки должны были стартовать на соревнованиях общества "Динамо".
- Ирина, в тот момент, когда в сентябре 2000-го главная спортивная вершина была вами покорена, не возникло ли чувство сожаления, что праздник закончился?
- К Олимпиаде наша команда шла последовательно, шаг за шагом. Сначала готовились к чемпионату Европы, потом отрабатывали программу к чемпионату мира. Наконец, определился состав на Олимпийские игры.
В Австралию российские гимнастки прибыли за месяц до Игр. В процессе подготовки и выступлений мы так устали (хотелось же сделать все хорошо, чтобы не подвести ни тренеров, ни Россию, честь которой мы защищали, ни тех людей, кто многое сделал для этой команды), что, когда в Сиднее закончились соревнования по художественной гимнастике, единственным желанием было поскорее вернуться домой.
А что касается "праздника, который закончился", то звание олимпийского чемпиона - это на всю жизнь. Конечно, сначала поздравления и чествования были грандиозными. Но и сейчас лично я не обделена вниманием. И губернатор принимает, и мэр не забывает. Регулярно приглашают на какие-то церемонии: то нас, олимпийцев, наградят, то мы награждаем кого-то.
- После Олимпиады-2000 вам не хотелось пройти еще один олимпийский цикл?
- Художественная гимнастика - очень молодой вид спорта, и в 20 лет спортсменки обычно уже заканчивают.
Есть, конечно, и исключения. Скажем, Алине Кабаевой 24 года, и она уходить не торопится. Нашей Алене Посевиной было 18 лет, когда она стала олимпийской чемпионкой, то есть на следующей Олимпиаде, даст бог, все пойдет нормально, ей будет 22 года. Но я перед собой изначально не ставила задачи попасть еще на одни Игры. Тогда я оказалась самой старшей в команде и хотела закончить сразу после Сиднея. Меня тогда попросили потерпеть, по крайней мере, еще сезон - до чемпионата Европы.
Признаться, это далось непросто. И дело не только в общей усталости.
После Олимпиады-2000 резко поменялись правила, с которыми лучше справлялись молодые...
- Сейчас вы поддерживаете отношения с гимнастками, которые выступали в той олимпийской команде?
- Да, конечно. Три девочки перебрались в Москву - Маша Нетесова (родом из Екатеринбурга), Лена Шаламова (из Астрахани) и Наташа Лаврова (из Пензы). Когда бываю в столице, обязательно к ним заезжаю, а когда они приезжают в Кстово на Кубок мира, то бывают у меня. Созваниваемся и с Ириной Зильбер (она осталась в родном Екатеринбурге).
- Не завидуете подругам, которые стали москвичками?
- Честно сказать, нет. Для того чтобы жить в Москве, надо иметь там свою квартиру и достаточно денег.
Кроме того, нужно чем-то заниматься, чтобы не пропасть. Хорошо вот, две подруги тренируют в ЦОПе (центре олимпийской подготовки). А третья еще не работала после Олимпиады.
Родила сына, ему скоро четыре года, и она вроде бы хочет куда-нибудь устроиться, но появилась боязнь, что у нее не получится.
- Вы с подобными проблемами тоже столкнулись в свое время?
- Поначалу я не строила никаких планов. Муж у меня футболист (воспитанник новосибирского футбола Иван Телятников. - Н.Ш.), и мы не знали, где он будет играть дальше.
Тогда Иван принадлежал московскому "Локомотиву", играл за дубль. Мы снимали квартиру в Москве. Потом он перебрался в свой родной Новосибирск.
Я недолго побыла там и уехала домой: не видела перспективы вписаться в жизнь чужого для меня города.
В Нижнем, правда, тоже поначалу не знала, чем заниматься. Сидеть дома не хотелось, пусть друзья и говорили: "Отдохни еще". Я так устала отдыхать за эти полтора года! Сходишь на одну тренировку (для себя, в удовольствие) - и опять домой. Для человека, который привык к жесткому графику сборов и соревнований, это очень непривычно.
- Заняться рукоделием или кулинарией, как истинная домохозяйка, не пробовали?
- Это не для меня! После насыщенной спортивной жизни, когда мы за одну неделю могли побывать в нескольких странах, не говоря уж о городах, вдруг переключиться на рукоделие невозможно. Даже готовить скучно. Под настроение, конечно, можно постоять у плиты, но это раз в неделю, не чаще. (Улыбается.) К счастью, выход из положения вскоре нашелся.
Как-то под Новый год пришла в зал училища олимпийского резерва, и Наталья Борисовна Тишина предложила мне попробовать себя в роли тренера. Конечно, мы не знали, что из этой затеи получится, все-таки прошло много времени с тех пор, как я отошла от художественной гимнастики.
Тишина не торопила. Сначала посоветовала просто приходить, смотреть, как работают другие, познакомиться с очередными новшествами в правилах. Наталья Борисовна очень умная женщина. Точно так же - без спешки, постепенно, но твердо - она вернула меня в строй после Олимпиады и теперь опять дала мне возможность продолжить спортивную карьеру, теперь уже в новом качестве.
- Ваше желание вскоре стать мамой ее не смущало?
- Может быть, для нее это и стало сюрпризом, но когда я приходила в зал в декабре-январе, то и сама не знала об этом. Узнала, что беременна, где-то в марте. Тишина, естественно, не была против.
- С появлением дочери появились и новые заботы?
- Дочка родилась 1 сентября 2003 года. Муж тогда еще играл в одном из новосибирских клубов, был далеко. И я целый год провела в Заволжье. Там живут мои мама и бабушка. Они помогали в первое время, взяли на себя заботу о годовалой Кристине, когда я вышла на работу, и продолжают помогать до сих пор. Минувшей осенью дочка пошла в детский сад, но, когда я уезжаю на соревнования, снова везу ее в Заволжье, к бабушкам.
- Кристина проявляет интерес к гимнастике?
- Ой, еще какой! Она знает всех гимнасток - от Алины Кабаевой и Ирины Чащиной до украинки Анны Бессоновой. Приезжаем к бабушке, телевизор смотреть невозможно: Кристина включает видеокассеты с записями соревнований по художественной гимнастике. Бывает, прихожу домой с работы уставшая, а она берет какой- нибудь гимнастический предмет, начинает выполнять упражнение: "Мама, посмотри!" Ребенок, что с ним сделаешь... Кстати, у меня есть группа девочек - от трех до шести лет, с которыми я занимаюсь два раза в неделю.
Так с ними дочь заниматься не хочет: ей там неинтересно, она это уже умеет.
Ей нравится заниматься с гимнастками постарше, и, даже когда ее никто не учит, она от них сама что-то берет. Но, признаться, я бы не хотела, чтобы она стала профессиональной спортсменкой, потому что сама прошла этот путь и знаю цену побед. Для себя, для здоровья - это, конечно, хорошо. А большой спорт требует больших жертв.
- С другой стороны, и почет какой! Вот вас, к примеру, недавно выбрали в Общественную палату Нижегородской области...
- Конечно, я понимаю, что эта честь оказана, в первую очередь, олимпийской чемпионке. Наверное, и отвечать в этой организации мне предстоит за спортивные вопросы. Но пока полной определенности нет. У нас прошло лишь два собрания: первое - когда утвердили полный состав (45 человек), второй раз собрали у губернатора.
Валерий Шанцев поздравил нас и определил цели и задачи работы Общественной палаты. В феврале должно состояться очередное совещание, на котором обязанности распределятся более конкретно.
У нашей Общественной палаты еще нет своей приемной, а звонки уже поступают, нижегородцы интересуются, куда обращаться по каким-то вопросам. Есть проблемы и у художественной гимнастики. Например, заморожено строительство зала в училище олимпийского резерва. Мне уже говорят, что нужно идти на прием к губернатору, что без его поддержки ничего не решится. А если ты состоишь в Общественной палате, то у тебя больше возможностей добиться результата.
Взяла интервью Нина ШУМИЛОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате