Нижегородский ТЮЗ открыл сезон премьерой, адресованной зрителям среднего школьного возраста, а также их родителям, — лирической комедией «Операция «Память» по пьесе В. Дурненкова и Ю. Алесина «На деревню к бабушке». Постановка главрежа театра Виктора Шраймана запомнится азартной игрой мастеров сцены, успешным дебютом новичков и намеком-уроком добрым молодцам.
Утро в деревне началось радиоконцертом по заявкам и выстрелом пенсионера Пал Акимыча (Леонид Ремнев) в перелезающего через забор пацана. Пацан по имени Гриша (Александр Харитонов) оказался не вором и не хулиганом, а москвичом, который прибыл в деревню Кочережки к своей бабушке Валентине Гавриловне (Ираида Троицкая). Как потом выяснится, бабушка она троюродная и такого внука не знает. Более того, пугается его, ибо соседка, обсмотревшаяся телевизора, ей напела, что верить современным молодым людям нельзя: они нюхают клей, душат полотенцем и похищают медальоны.
Внучок же, по ходу дела сдружившийся с местной шпаной и умненькой деревенской девочкой, решил, что у бабушки отшибло память и ей надо помочь вспомнить все, разыграв на ее глазах самую важную сцену из ее прошлого. О прошлом же Валентины Гавриловны эмоционально и пластично поведал сосед Пал Акимыч. Прежде всего о ее возлюбленном — летчике, которого
Пожалуй, главный недостаток спектакля — сама пьеса. По крайней мере, для тех, кто будет сравнивать ее с настоящей драматургией, например с немного близким по тематике «Старшим сыном».
Но для этой довольно условной истории авторы постановки придумали нужный тон: дурашливый, порой почти буффонный, а моментами пронзительный. Непременно завоюют детские аплодисменты все эти ростовые куклы — петух, заяц, еж, которые смешно наведываются в сельское
Ольга ГОРНОВА.
Фото Георгия АХАДОВА.
Комментарий
Виктор ШРАЙМАН, главный режиссер Нижегородского ТЮЗа:
— Мы замесили спектакль на мистике, на юморе, на комедии, на лирике — вот такой микст. Молодые герои грубоваты, но они хорошие, добрые ребята, которых не может не тронуть настоящее чувство. И чувство — это такой шпион, который проникает в сердце. Мы работали над спектаклем больше двух месяцев, очень основательно, в нем заняты 22 артиста. Опытные артисты работали с такой отдачей, как будто мы репетируем Шекспира. За моего ровесника Ремнева мне иногда становилось страшно, так он выкладывался. Артистки Троицкая, Долганова, Чернова, Дацук рвались в работу, готовы были репетировать каждый день. Не говоря уже о молодых. Это счастье, когда в актерах нет цинизма. Нашего дебютанта Александра Харитонова мы пригласили на главную роль от несчастья, потому что прямо перед отпуском уехал в другой театр Миша Морозов. И большую часть работы еще до репетиций Александр проделал сам. Я смотрю — а парень как будто в этой роли родился!..