Среди великого множества Божьих творений, уникальных и ошеломляюще прекрасных, на свете найдется лишь малая их частица, которая осмелилась соперничать с Байкалом. Славное море не только невиданно очаровательное, но Господь еще и щедро наделил его редчайшими сказочными сокровищами. Байкал - это священная и загадочная планета. Окутанный легендами, мифами и народными сказаниями, живущий по своим природнобиологическим законам, он до сих пор остается для нас неисповедимой тайной.
Впервые я встретился с Байкалом много лет назад и оказался во власти его неотразимо-чарующей силы. Помню, стоял июль - макушка лета. Солнце нещадно жгло землю, и в неподвижном воздухе скопилась, не продуваемая ветром, гнетущая духота. И каково же было ликование, когда за очередным поворотом таежной дороги нас ослепила водная гладь. Перед нами простирался батюшка Байкал. В тот день был он спокоен, добродушен и снисходителен, и ни одна игривая волна не решалась, резвясь, всколыхнуть его зеркальную поверхность. Мы остановили машину под густым кронами вековых сосен и пихт и вышли на берег.
Давно влекли и манили меня забайкальские просторы, давно тревожили мое воображение. И когда в аппарате Гостелерадио СССР предложили должность собственного корреспондента, я, согласившись, попросил направить меня на несколько лет поближе к Байкалу. И, кажется, на сей раз сделал удачный выбор. В течение пяти лет я жил и работал в Бурятии и не упускал малейшей возможности, чтобы, говоря на местном наречии, сбегать к Байкалу. И вот что умиляет: сколько бы раз мне ни приходилось бывать на его изумительных берегах, я неизменно снова и снова спешил к нему навстречу, как к бесконечно дорогому и желанному существу. Этот суровый и гордый исполин во все времена года являлся неиссякаемым источником вдохновения. Со своей непостижимой мощью он заряжал меня удесятеренной энергией и возвышенным настроением и пробуждал сладкое и невыразимое чувство безропотного преклонения.
Тем читателям, кто не имел счастья побывать на Байкале и ненароком влюбиться в него, сообщу некоторые любопытные подробности. А уж потом вместе поразмышляем над его судьбой насколько светозарной, настолько и превратной.
Никому, кроме Господа нашего, неведомо, сколько лет Байкалу, кто качал и лелеял его в детской колыбели. Правда, один ученый, для кого Байкал - сфера его научной деятельности, говорил мне без тени сомнения, что Байкалу 25 миллионов лет, хотя никаким официальным документом той поры подтвердить точную дату рождения не мог. И потому, не скрывая сомнения, будем думать, что на свет Божий он появился с первого мгновения сотворения мира. И появился по воле Всевышнего: подобное творение посильно лишь его властной деснице.
А теперь с высоты птичьего полета оглядим Байкал, полюбуемся и восхитимся, возгордимся и порадуемся. И непременно взгрустнем. Будет и для этого повод. В причудливой форме он протянулся с севера на юг на 636 километров по территории Бурятии и Иркутской области. Да и ширина впечатляет - почти пятьдесят километров. Только пресной воды в нем, без ледников - одна пятая часть мировых запасов и 80 процентов всех российских сбережений. Это же баснословные сокровища, которых хватит на многие столетия. Сегодня, по оценкам крупнейших экспертов планеты, каждый квадратный метр нашего славного водоема оценивается в триллионы долларов. Глубина его также поражает воображение - 1620 метров. Таких континентальных водоемов на земном шаре просто нет.
И эта христова водичка, когда я впервые утолил ею жажду, была чиста и прозрачна как слеза ребенка, а озеро просматривалось на глубину до 40 метров. Сопоставьте с тем, что вы видите на наших реках и озерах, и без комментариев станет ясно, что значит для России Байкал.
Запасы пресной воды ежедневно пополняют 336 рек и речушек, окружающих озеро. И только одна своенравная Ангара, как повествует легенда, вырвалась из отцовской неволи и унеслась на крыльях любви к неотразимому красавцу Енисею.
Но не только объемом и чистотой воды знаменит седовласый великан. Говоря научным языком, его флора и фауна насчитывает до 2600 видов и разновидностей. Перечислить их все невозможно, да и особой надобности в том нет. Назову лишь те, которыми Байкал ценен и славен. Начну с омуля. Не сомневаюсь, что вы о нем слышали. А те, кто успел хоть раз отведать, согласятся со мной, что эта рыба - подлинное диво. Байкальский омуль превосходен в любом виде: в ухе и на сковородке, вяленый и сушеный, свежий и с тонким душком, маринованный под специями и мороженый - "на расколотку". Одним словом, рыбка для царского стола. В 60 и 70-е годы прошлого столетия в целях сохранения и воспроизводства промысловый лов омуля был запрещен. Но как очевидец утверждаю, что эта запретная мера возымела обратный эффект: на омуля набросились ватаги рыбаковхищников. Каждое лето, под покровом ночи, омуля выгребали из Байкала сетями и неводами. И везли на черный рынок даже в Москву. Да еще и ерничали: "Ловить нельзя, а есть можно". Тогда многие оборотистые мужики почувствовали вкус к шальным деньгам. В том числе и милицейские служаки, им в деле разграбленния народных богатств принадлежит не последнее место.
Среди выдающихся обитателей Байкала не могу не назвать и нерпу. Это тоже редчайший и единственный в своем роде экземпляр, истинное сокровище водоема.
О Байкале можно писать поэмы и оды, он все еще могуч и жизнеспособен. Но давайте вдохнем воздух правды и признаемся сами себе, что мы сознательно не замечаем той чудовищной нелепости, которая происходит вокруг "славного моря". Много лет государство настойчиво, целеустремленно и планово губило Байкал. Сейчас слишком поздно предъявлять какие-либо обвинения тем руководителям страны, по чьему настоянию в городе Байкальске более сорока лет назад был запущен в производство крупнейший в стране целлюлозно-картонный комбинат. Иных уж нет, а те далече. И уже ничего не изменишь, потому что в некогда кристально чистую воду сброшены тысячи тонн промышленных отходов и зона загрязнения достигает 200 квадратных километров.
Вы помните фильм Сергея Герасимова "У озера"? Так вот, в основу сценария положены многие конкретные факты именно этого комбината. А сверхзадача фильма сводилась к тому, чтобы успокоить встревоженную судьбой Байкала общественность страны, погасить неуместные страсти. Не случайно в фильме руководитель проекта черпает в стакан воду из очистных сооружений и на глазах у журналистов пьет ее: дескать, Байкалу ничто не угрожает. К сожалению, все это оказалось фикцией. Немало навредил Байкалу и Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат, построенный в устье реки Селенги более 30 лет назад. Безжалостно загрязняют водоем и золотодобывающие предприятия, порты и нефтебазы, которые гнездятся на самом побережье. Одним словом, варвары и цивилизованные дикари губят святыню, ничем не дорожа.
Много томительных дней висела над Байкалом, образно говоря, хмурая туча в лице компании "Транснефть", которая была уже готова приступить к прокладке нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан в непосредственной близости (800 м) от мировой жемчужины, находящейся под охраной ЮНЕСКО. Миллионы людей жили в настороженном ожидании, они выходили на улицы городов и поселков с требованиями изменить маршрут трассы и обезопасить Байкал. Акция протеста прошла и в Нижнем Новгороде. Тон задавала молодежь. И это особенно радует: значит, ребятам небезразлично, какую страну получат они в наследство.
Наконец, лед, кажется, тронулся: 26 апреля в Томске на совещании представителей исполнительной власти и бизнеса президент России В.Путин внес в проект кардинальные поправки. Он обозначил линию будущего трубопровода. Теперь она на 40 километров севернее Байкала. Это сразу же удлинило путь трубы на 900 километров, что, естественно, сопряжено с огромными дополнительными расходами. Ну и что? Байкал - не труба, цены не имеет.
Однако, судя по газетным публикациям, у людей и сейчас нет полного успокоения. Как нет и твердой веры и надежды на то, что Байкал защищен и обезопасен. Сложность ситуации в том, что предложенный маршрут можно смело отнести в высшей категории трудности. За северной оконечностью водоема лежит недостаточно изученная Байкало-Джугджурская горная гряда. Это труднопроходимое царство неприступных скал и утесов, не признающих над собой власти человека. По сравнению с ними Северо- Муйский тоннель на БАМе, который не поддавался укрощению в течение нескольких лет, - цветочки.
Вторая преграда не менее весома: вся прилегающая к Байкалу территория сейсмически опасная. Ее сейсмичность по шкале Рихтера не менее 10 баллов, а отдельные ученые прогнозируют и все 12. В подобных условиях даже самая суперсовременная технология - ненадежный защитник. И утолщенный металл, и "труба в трубе", и задвижки через каждые три километра, по мнению тех же проектировщиков, способны выдержать толчки силой не более 9 баллов. Надо помнить и то, что северные районы лавиноопасны. Скажем, по реке Чара, в районе населенного пункта Наминга, не редкость сходы лавин огромной массы и веса. А это тоже не пустячок, и от него не отмахнешься.
Учитывая весьма специфические условия местности, ученые Иркутского научного центра считают, что нефтепровод должен быть проложен не ближе 200 километров от участка водозабора Байкала. Только в этом случае можно будет облегченно вздохнуть: от славного моря опасность отведена. Но кто даст гарантию, что впредь никакие коррективы в ущерб Байкалу невозможны?
P.S. Именуя Байкал "славным морем", я не оговорился. Так назвал его в своих стихах, впоследствии положенных на музыку, их автор - В.Давыдов, родной племянник знаменитого гусара-партизана и талантливого поэта Дениса Давыдова. Морем зовут Байкал и местные жители - забайкальцы.
Это действительно море - раздольное и безбрежное, которому с их легкой руки пристало и еще одно меткое и точное определение - Светлое око Сибири.
Николай Симаков,
публицист.