До нескольких миллионов рублей в год уходит из казны Нижнего Новгорода, из кармана простых граждан и организаций на восстановление, ремонт и замену имущества, испорченного вандалами.
— На эти деньги можно было бы создать новый небольшой хороший скверик или как следует отремонтировать старый, — подсчитал начальник Управления по благоустройству Нижнего Новгорода Виталий Ковалев.
Не успели в областном центре открыть отремонтированный подземный переход под площадью Лядова, как «хозяйственные» людишки похитили современные светильники. Не успели украсить остановки города репродукциями картин известных художников, как «ценители» искусства взялись их размалевывать.
На улице Минина неизвестные изуродовали стены православного храма свастикой, на улице Медицинской разгромили остановочный павильон…
— В 2013 году нами задержано около 20 человек. Это молодые люди от 14 до 20 лет. В прошлом же году подобных правонарушений было выявлено около шести тысяч, — констатировал заместитель начальника полиции УМВД России по Нижнему Новгороду полковник полиции Александр Фомин.
Доцент кафедры неврологии, психиатрии и наркологии ФПКВ НижГМА психотерапевт Жанна Романенко подтверждает выводы правоохранителей о возрасте разрушителей.
— Вандализмом занимаются люди в возрасте с 14 до 22 лет. Это возраст, когда человек пытается протестовать против семьи, общества, города. Когда дети хлопают дверью в классе, пишут на партах — это первая агрессия против учителя, родителей. Они видят определенную несправедливость к себе и таким образом протестуют. А порой люди очень обижены, но, поскольку они не знают, кому выразить обиду, выплескивают ее туда, куда придется.
— Они наносят ущерб малым архитектурным формам и фонарям. В течение месяца после ремонта на Сортировке расстреляли из винтовки все фонари. Только отремонтировали театральную лестницу на Зеленском съезде, как ее расписали
В результате мы несем материальные затраты. И кому это поднимет настроение?
В рейтинге излюбленных объектов нижегородских вандалов лидируют стены и заборы, которые можно разрисовать и заклеить несанкционированными рекламными объявлениями, а также многострадальные урны. Пластиковые в свое время поджигали, а металлические умудряются покорежить и даже умыкнуть.
Анастасия ИЗМАЙЛОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Справка «НН»
В каждом случае ответственность за вандальные действия наступает в разном возрасте (по статье 214 УК РФ — даже с 14 лет). Если за размалевывание вестибюлей нижегородского метро родители подростков отделываются штрафом в 500 рублей, то уничтожение или повреждение памятников истории и культуры наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Вместо комментария
Член Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России, заместитель декана факультета права НИУ
ВШЭ-НН , кандидат юридических наук Сергей Мурзаков считает, что наше общее представление о вандализме не совпадает с его правовым определением.— В русском языке под понятием «вандализм» понимается
бессмысленно-жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, — комментирует он. — В СМИ как акты вандализма определяются погромы на кладбищах. Под вандализмом подразумеваются и иные виды разрушительного поведения — от замусоривания парка до учинения погромов при массовых беспорядках. Вуголовно-правовой же лексике и уголовном законодательстве слово «вандализм» впервые употребилось применительно к статье 214 УК РФ 1996 года: «Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах».