Наш постоянный читатель, профессор, историк Ян Шварц, побывал с лекциями в Азербайджане и рейсом Баку — Нижний Новгород вернулся на родину.
Перед отлетом благодарные слушатели вручили ему небольшой дар — ящичек с ручкой, в который были аккуратно упакованы пара килограммов фейхоа (полезно для больного сердца), мандарины, коробка пахлавы и баночки с вареньем. На «бакинском берегу» груз любезно помогли упаковать и сдали его в багаж.
Наш родной берег оказался менее приветливым. Сумочки, ящички, коробки, какими бы незначительно маленькими они ни были, беспощадно вскрывались, фрукты конфисковывались. Полетели щепки и от подарочного ящичка нашего профессора. А рядом потрошили других — росла гора из отборных орехов, спелых гранатов, апельсинов и мандаринов, провезенных как в ручной клади, так и в багажном отделении. Причем это не был груз в огромных количествах на продажу, и отъем гостинцев производил удручающее впечатление.
Вместо подарков из солнечного Баку Ян Тимофеевич получил на руки акт, в котором говорилось, что подкарантинная продукция подлежит уничтожению по Федеральному закону № 99 «О карантине растений». Почему варенье и пахлава встали в тот же ряд, пассажир и вовсе не понял.
Посоветовавшись между собой, летящие этим рейсом решили обратиться в службу Роспотребнадзора и по телефону получили ответ, что запрет… давно уже снят. Возмущению их не было предела, поэтому разобраться с тем, что, почему и откуда нельзя возить самолетом, просили разведать редакцию.
Мы созвонились с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл. Как раз от лица этого ведомства, относящегося к Россельхознадзору, пассажиру выдан документ о конфискации его подарка.
— Информация о том, что непроверенные фрукты из Азербайджана провозить в Россию запрещено, доводится до сведения пассажиров, летящих рейсами из Баку, в аэропортах, — ответила нам Любовь Силантьева, начальник отдела семян и сельхозрастений. — Закон «О карантине растений» не отменен, ограничение не снято. И тут дело не в весе клади с фруктами, овощами, цветами, ввозимыми в страну, а в том, что вместе с грузом к нам попадают такие опасные вредители, как тутовидная щитовка, живущая на цитрусовых, и некоторые другие насекомые. Так же точно наше ведомство не допускает ввоза риса из Узбекистана, мясных изделий из Средней Азии, где встречается, например, ящур. Карантин по продукции из Грузии, Азербайджана продолжается, его никто не снимал, и сельхозпродукты ввозу не подлежат. Конечно, варенье и пахлава не относятся к подкарантинным.
Устанавливает ограничение Россельхознадзор, а не Роспотребнадзор, поэтому обратились пассажиры к главному санитарному врачу и его ведомству немного не по адресу. Мы готовы ответить на все их вопросы. Конфискованная продукция подлежит сжиганию, и, думается, предположение, что в аэропорту в сезон созревания фруктов «пир горой», неверно. Поверьте, организовать сжигание конфиската тоже дело довольно хлопотное.
От редакции
Службам Россельхознадзора «НН» высказывают пожелание читателей проследить путь конфиската от таможенного контроля до «большого костра» и проверить, не пополняют ли подарочные отборные фрукты и овощи незаконные прилавки, не разжились ли зараженными щитовкой мандаринами ближайшие рестораны.