«Хрипун, удавленник, фагот». Характерный гнусавый тембр этого инструмента вошел в поговорку. А вот звучание барочного фагота очень похоже на саксофон! В этом убедились около тысячи меломанов, посетивших концерт Амстердамского барочного оркестра под руководством Тона Коопмана.
Великолепный коллектив, отправившийся в краткое российское турне в рамках межправительственной программы перекрестного года культур «Россия — Нидерланды», считается одним из мировых флагманов исполнительства старинной музыки на инструментах и в манере прошлых веков.
Помимо неожиданно чарующего тембра фагота (изготовленного французским мастером двести лет назад), прозвучавшего в моцартовском концерте для фагота с оркестром (солировал Ваутер Версширен), собравшиеся были, безусловно, удивлены исполнением академических хитов в варианте, подразумевавшемся самими композиторами. Без фортепиано — этот инструмент появился позднее, в эпоху «мятежного» Бетховена, и приверженцами изящного стиля презрительно считался за parvenu, «выскочку»: вместо него создавал атмосферу концертный клавесин, кстати нидерландский, Fred Bettenhausen. В итоге знакомая музыка, явившаяся в «родных» одеждах, прозвучала очень свежо. Массивная, слегка тяжеловесная, словно барочная лепнина, музыкальная ткань внезапно истончилась — и появились изящные мелодические линии, прозрачные переплетения оркестровых голосов.
Мария ФЕДОТОВА.