«Сын учится в математическом лицее. Уроки с ним делает вся семья — практически каждый день сидим над учебниками до часу ночи. Задают очень много», — сетует мама нижегородского пятиклассника. Хотя именно она и настаивала на том, чтобы их чадо поступало в этот лицей.
Каждому — по способностям
С недавних пор лицеи и гимназии, как и обычные школы, набирают первоклассников по микроучасткам. Кроме того, все образовательные учреждения в обязательном порядке должны принимать в
«Некоторых детей по своей доброй воле я бы не взяла. Им физически тяжело справляться с повышенными нагрузками: учеба в лицее — это нелегкий каждодневный труд, причем не только ребенка, но и их родителей. С такими учениками приходится заниматься дополнительно. Но менять программу на менее сложную мы не собираемся», — призналась директор лицея № 165 Наталья Созинова.
Большинство директоров лицеев и гимназий считают, что нужно вернуть
По словам начальника отдела дошкольного и общего образования Виктора Шмелева, при определении в престижную школу ребенка никто не спрашивает. Часто родители исходят не из возможностей детей, а руководствуются своими амбициями. Последствия учебы с перегрузками печальны — с такими детьми приходится работать психологам.
Без статуса и надбавки
Учителя школ повышенного статуса — лицеев, гимназий, учреждений с углубленным изучением отдельных предметов — получают надбавку к зарплате. Однако последние изменения в законодательстве привели к тому, что ее они могут лишиться.
В 2010 году вступил в силу ФЗ № 83, согласно которому школы финансируются по муниципальному заданию. В законе прописана услуга по предоставлению общего образования, но ничего не сказано о возможностях получать углубленные знания. Необходимость финансирования школ с учетом их повышенного статуса теперь решается на уровне муниципалитетов и городских округов.
Потеряв лицеи, мы можем потерять многое. Так, из 213 ребят, набравших сто баллов на едином экзамене в Нижегородской области, 84 лицеиста.
Одаренных детей нужно растить в особых условиях. Еще в
Александра МАХЛИНА.
Цифры
В Нижегородской области 979 общеобразовательных школ, из них 66 учреждений повышенного статуса — это школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи. Непосредственно лицеев 17. Около 17 тысяч нижегородских учащихся осваивают программу лицеистского образования.
Между тем
После вступления в силу с 1 сентября закона «Об образовании» все лицеи и гимназии переименованы в общеобразовательные учреждения. Само слово «лицей» и присвоенный ему номер указываются рядом с аббревиатурой в кавычках.