Попеняют нам сурово

Попеняют нам сурово

Рост тарифов на электроэнергию — не единственный из «сюрпризов», который энергетики способны преподнести населению. Теперь они намерены поднять размер пени за несвоевременную плату за электричество более чем в два раза. Проект уже направлен в правительство для рассмотрения. Если он будет принят, то за просрочку платежа потребители будут доплачивать 17,7 процента годовых — столько, сколько многие платят за потребительские кредиты.

Сомнительная инициатива

В Минэнерго считают, что некоторые граждане сознательно задерживают платежи на длительный срок, чтобы таким образом фактически кредитоваться под более низкий, чем в банке, процент за счет поставщика электроэнергии. Подготовленный ими законопроект в случае его принятия, по мнению энергетиков, будет способствовать повышению платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. В этом, впрочем, сомневаются не только рядовые граждане, но и те, кому, собственно, и предстоит принимать решение по новой инициативе монополистов.

Как считает председатель думского комитета по энергетике Иван Грачев, ужесточение штрафных санкций вряд ли сможет существенно изменить ситуацию. «Необходимо всеми силами уменьшать число посредников между конечным потребителем и поставщиком электроэнергии, именно в них сейчас основная проблема и основные махинации», — считает депутат.

За девять месяцев текущего года россияне задолжали за «коммуналку» почти 153 миллиарда рублей. Рост задолженности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 27,7 процента. Главными причинами роста задолженности эксперты считают повышение тарифов за услуги ЖКХ и низкие доходы населения. Многие убеждены, что существующие тарифы не отвечают качеству предоставляемых услуг, и протестные настроения потребителей выливаются в прямой отказ от оплаты услуг. Увеличение размера пени будет только способствовать росту существующей задолженности, нарастая как снежный ком.

Ситуацию усугубляет и введение в качестве эксперимента в ряде регионов социальной нормы потребления электроэнергии. В нашей области ее размер — 50 кВт на человека. И многие из экспертов считают это завуалированным повышением тарифов. Так считают, в частности, участники прошедшего в Нижнем Новгороде круглого стола, проведенного Общероссийским народным фронтом.

Какая уж тут логика…

— Проведенное нами анкетирование показало негативное отношение людей к введению СНП, — отметил сопредседатель регионального штаба Нижегородского отделения ОНФ Анатолий Соколов. — Норму, установленную для жителей области, большинство считает необоснованно низкой. Первая задача для общественности и экспертного сообщества — выработать приемлемый для граждан норматив потребления электроэнергии.

Но даже те, кто сегодня за счет жесткой экономии электроэнергии в собственной квартире укладывается в социальную норму потребления, не застрахованы от непомерных поборов. Плата за электричество, рассчитываемая на общедомовые нужды, все их старания сводит на нет. Сейчас в Нижегородском управлении Федеральной антимонопольной службы разбирают заявление нижегородца, который при платеже в 75 рублей, рассчитанном по показаниям индивидуального счетчика, должен платить по 400 рублей на общедомовые нужды.

— Такие «ошибки», которые впоследствии падают на конкретный семейный бюджет, могут быть очень болезненными, — комментирует ситуацию Михаил Теодорович, руководитель Нижегородского УФАС. — Мы считаем, что ОДН не может быть дороже платы по внутриквартирному прибору учета — должна же быть хоть какая-то экономическая логика. Но пока такие случаи, увы, встречаются.

Все ли средства хороши?

Дабы решить проблему задолженности населения за услуги ЖКХ, поставщики услуг привлекают коллекторские организации, которые порой не стесняются в методах и средствах борьбы с неплательщиками. В Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области обратился нижегородец, коммунальные долги которого передали коллекторскому агентству. Те взялись за дело рьяно, должника уведомили, что в ближайшее время к нему будет направлена бригада, которая выселит его из квартиры, а информация о задолженности будет доведена до сведения его близких, родственников и работодателя. Как рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Нина Цветкова, такие жалобы становятся предметом разбирательства прокуратуры.

Впрочем, в подобных случаях вины самих потребителей никто не умаляет: нельзя ситуацию доводить до крайности. Сейчас на исполнении судебных приставов Нижегородской находится 26 105 производств на сумму более 500 миллионов рублей.

— В случае установления судом задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг к должнику применяются меры принудительного воздействия, предусмотренные законодательством: ограничение выезда за пределы Российской Федерации, привлечение к административной или даже к уголовной ответственности — за неисполнение решений суда. Кроме того, эффективными мерами является арест имущества, вынесение постановления об обращении взыскания на расчетные счета и запреты на регистрационные действия с имуществом, — перечислили меры воздействия на должников в пресс-службе Нижегородского УФССП.

Скорый скоринг

ОАО «Нижегородская сбытовая компания» обслуживает более 1 миллиона 300 тысяч абонентов, из них по состоянию на сентябрь 2013 года около 33 тысяч являются должниками по оплате за фактически потребленную электроэнергию. Дебиторская задолженность населения составляет почти 613,95 миллиона рублей. Исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, УК) задолжали Энергосбыту более 205,15 миллиона рублей.

— В пояснительной записке к новому законопроекту сказано, что размер неустойки будет стимулом для потребителей своевременно вносить плату за электроэнергию. Нижегородская сбытовая компания также считает, что платежная дисциплина укрепится благодаря таким мерам, — рассказывает руководитель пресс-службы ОАО «Нижегородская сбытовая компания» Татьяна Горбатова. — Напомним, что срок оплаты за потребленную электроэнергию для физических лиц установлен до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Наша сбытовая компания принимает платежи до 20-го числа. При неоплате потребителем до указанной даты (включительно), задолженность становится просроченной. Так, по состоянию на 1 сентября просроченная задолженность населения составляет 253,64 миллиона рублей, исполнителей коммунальных услуг — 115,35 миллиона. Фактически те граждане, которые не вносят вовремя плату по счетам, а это более 2,5 процента абонентов, кредитуются за счет энергосбытовой компании.

Задолженность за энергоресурсы граждан-потребителей растет и перед ЗАО «Волгаэнергосбыт», на 1 сентября она составляет более 261 миллиона рублей.

— Мы рассматривали множество способов решения проблемы. В итоге решили создать собственную систему работы с должниками. Сейчас можно с уверенностью сказать — мы на верном пути: с момента внедрения системы количество должников снизилось почти в два раза, — говорит заместитель генерального директора по реализации ЗАО «Волгаэнергосбыт» Елена Малова. — Один из инструментов — скоринг. Это система классификации должников для оценки их платежеспособности и вероятности возврата долга. Подобную методику часто применяют банки с целью определения риска при выдаче кредитов. В особых случаях к должнику возможен и индивидуальный подход. Бывает, требуется адресная социальная поддержка для погашения долга или помощь в получении субсидии, реструктуризация задолженности на приемлемых условиях. Мы готовы к конструктивному диалогу с потребителем.

Отключение мы рассматриваем только как крайнюю меру и только для того, чтобы остановить рост задолженности, поскольку это никоим образом не способствует достижению конечной цели — возврату долга.

Так, может быть, дабы сократить задолженность за потребленную электроэнергию, стоить идти не по пути ужесточения санкций, а создавать действенную систему работы с конкретными должниками, как это делают в «Волгаэнергосбыте»?

Ольга АБРАМОВА.

Цифры

С начала года в УФССП по Нижегородской области находилось на исполнении 41 413 исполнительных производств о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги на сумму более 760 миллионов рублей. На 200 миллионов задолженность удалось сократить.

Между тем

По информации министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области, уровень собираемости платежей за потребленную электроэнергию в 2013 году составляет более 96 процентов. По сравнению с прошлым годом он увеличился. На сегодняшний день количество неплательщиков — менее 4 процентов от общего числа потребителей электроэнергии.

Следите за нашими новостями в удобном формате