Кшиштоф ЗАНУССИ:«Меня заинтересовала «одна баба»

Кшиштоф ЗАНУССИ:«Меня заинтересовала «одна баба»

Классик польского кино Кшиштоф Занусси, автор знаменитого в России фильма «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем», приехал в Нижний Новгород. В Арсенале и Доме архитектора он представил ретроспективу своих фильмов 1960 — 1980-х, среди которых и те, что никогда раньше не демонстрировались в нашей стране. А еще ответил на вопросы журналистов — на хорошем русском.

 

Тарковский выдал

— Мы дружили с Андреем Тарковским, часто встречались и общались на вашем языке. А потом я прочитал в его дневниках: «Если мой сын 20 лет проживет на Западе, он будет говорить по-русски так же отвратительно, как Занусси». Так что мой русский весьма ограниченный, школьный.

— Что для вас значит эта ретроспектива в российском городе?

— Конечно, как художник я думаю о новых произведениях, а ретроспектива — это воспоминания, это то, что я уже сказал. Но мне радостно, что фильмы, которые с трудом пробивались или даже не пробивались в СССР, вы теперь сможете посмотреть. Но у меня есть желание говорить о чем-то свежем, современном.

— Вы не раз говорили, что одна из волнующих вас сегодня тем — феминизм.

— Да, в Польше феминистки поднялись против меня. Современный мир породил новый тип женщины, и это плохо. Я бы не хотел, чтобы мужчины и женщины были идентичны, иначе человечество исчезнет.

Как жена воспитывает

— В отличие от других известных режиссеров Польши, вы всегда были далеки от политики, это так?

— Я считаю, что в нормальном обществе политика — неинтересная сфера. Политики всего лишь решают, кому и сколько платить налогов. Но там, где заканчивается политика и начинается этика, мне уже интересно. Если кого-то бьют, это не может быть безразлично. Но ни с одной партией я не связан.

— А ваш соотечественник Анджей Вайда почти в 90 лет снял фильм о Лехе Валенсе. Какие у вас отношения с польским классиком?

— Это удивительная картина, половину сеанса публика смеется, хотя там много трагического. С Вайдой мы дружим, но держим дистанцию, я отношусь к нему немножко с иронией.

— При всей своей аполитичности вы как-то заметили, что долг любого гражданина — критиковать власть.

— Знаете, отношения гражданина и власти — это как отношения жены и мужа. Роль женщины — воспитывать мужа. Если жена смотрит на меня как на икону, она мне вредит.

— И как вас воспитывает ваша жена?

— Ей приходится бороться с моим эгоцентризмом, учить меня не забывать, что помимо моих фильмов есть еще другой мир, есть другие люди. И я ей за это благодарен.

3D — это кукольный театр

— Что вам нравится в современном кино, в частности в русском?

— Я не кинокритик, из российских фильмов до меня доходят в основном работы моих бывших студентов — я ведь более двадцати лет преподаю в России. Меня очень заинтересовали картины Андрея Звягинцева, особенно «Елена». Большим достижением считаю фильм Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». В американском, французском кино есть солидные вещи, но такой, в которую бы я влюбился, давно не было.

— Как вы относитесь к фильмам в 3D?

— По-моему, это неестественно, нефизиологично, ведь мы не видим мир в 3D. Это какой-то кукольный театр. Для фантастики или мультфильма это подходит, но не для реалистического кино.

— Насколько ваши картины популярны у молодых поляков?

— Есть слой молодых зрителей, которым они интересны. Ведь кино — это искусство рассказа, а в рассказ вложен опыт, который передается молодому поколению, чтобы оно не повторяло наших ошибок, а совершало свои. Только так происходит развитие.

— А чему вы сами учитесь у своих студентов?

— Во-первых, не забывать о том, что все очевидное для меня может быть непонятно для других людей. Во-вторых, помнить, что они почти такие же, как и мы.

Медитация в аэропорту

— По первому образованию вы физик, как такое случилось?

— Особого выбора у меня не было: в то время нужно было становиться физиком, химиком или биологом, все остальное было пропагандой.

— Польша — католическая страна, насколько тема веры была важна в ваших фильмах?

— Я осторожно касался этой темы. Как физик я признаю, что жизнь загадочна. То, что мы знаем, — это очень мало по сравнению с тем, чего мы не знаем. В мире очень много непонятного и совсем чуть-чуть того, что понятно.

— Вы много ездите по миру, а когда вы успеваете посидеть, «помедитировать», обдумать замысел фильмов?

— Вы не представляете, как удобно «медитировать» в аэропорту! Нужно работать в тех условиях, которые есть. Сколько хороших книг было создано в тюрьме! Я допускаю некомфортные условия, если у меня есть сильная мотивация.

— А как вы отдыхаете?

— Я живу без регулярного отдыха. Раз в пару лет ездим с женой полежать на солнце. Но я же не банковский клерк, который ежедневно ходит в офис, у меня и так вся жизнь — калейдоскоп.

Ольга ГОРНОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Справка «НН»

Кшиштоф ЗАНУССИ — польский режиссер, родился в 1939 году в Варшаве (Польша). Его первый полнометражный фильм «Структура кристалла» (1969) сразу закрепил за ним амплуа бесстрастного исследователя нравов польской интеллигенции. Один из самых трудоспособных режиссеров, снимавший по одному-два фильма для кино и ТВ ежегодно, лауреат Каннского («Константа») и Венецианского («Контракт», «Императив», «Год спокойного солнца») кинофестивалей.

Следите за нашими новостями в удобном формате