Классик польского кино Кшиштоф Занусси, автор знаменитого в России фильма «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем», приехал в Нижний Новгород. В Арсенале и Доме архитектора он представил ретроспективу своих фильмов 1960 — 1980-х, среди которых и те, что никогда раньше не демонстрировались в нашей стране. А еще ответил на вопросы журналистов — на хорошем русском.
Тарковский выдал
— Мы дружили с Андреем Тарковским, часто встречались и общались на вашем языке. А потом я прочитал в его дневниках: «Если мой сын 20 лет проживет на Западе, он будет говорить
— Что для вас значит эта ретроспектива в российском городе?
— Конечно, как художник я думаю о новых произведениях, а ретроспектива — это воспоминания, это то, что я уже сказал. Но мне радостно, что фильмы, которые с трудом пробивались или даже не пробивались в СССР, вы теперь сможете посмотреть. Но у меня есть желание говорить о
— Вы не раз говорили, что одна из волнующих вас сегодня тем — феминизм.
— Да, в Польше феминистки поднялись против меня. Современный мир породил новый тип женщины, и это плохо. Я бы не хотел, чтобы мужчины и женщины были идентичны, иначе человечество исчезнет.
Как жена воспитывает
— В отличие от других известных режиссеров Польши, вы всегда были далеки от политики, это так?
— Я считаю, что в нормальном обществе политика — неинтересная сфера. Политики всего лишь решают, кому и сколько платить налогов. Но там, где заканчивается политика и начинается этика, мне уже интересно. Если
— А ваш соотечественник Анджей Вайда почти в 90 лет снял фильм о Лехе Валенсе. Какие у вас отношения с польским классиком?
— Это удивительная картина, половину сеанса публика смеется, хотя там много трагического. С Вайдой мы дружим, но держим дистанцию, я отношусь к нему немножко с иронией.
— При всей своей аполитичности вы
— Знаете, отношения гражданина и власти — это как отношения жены и мужа. Роль женщины — воспитывать мужа. Если жена смотрит на меня как на икону, она мне вредит.
— И как вас воспитывает ваша жена?
— Ей приходится бороться с моим эгоцентризмом, учить меня не забывать, что помимо моих фильмов есть еще другой мир, есть другие люди. И я ей за это благодарен.
3D — это кукольный театр
— Что вам нравится в современном кино, в частности в русском?
— Я не кинокритик, из российских фильмов до меня доходят в основном работы моих бывших студентов — я ведь более двадцати лет преподаю в России. Меня очень заинтересовали картины Андрея Звягинцева, особенно «Елена». Большим достижением считаю фильм Андрея Смирнова «
— Как вы относитесь к фильмам в 3D?
—
— Насколько ваши картины популярны у молодых поляков?
— Есть слой молодых зрителей, которым они интересны. Ведь кино — это искусство рассказа, а в рассказ вложен опыт, который передается молодому поколению, чтобы оно не повторяло наших ошибок, а совершало свои. Только так происходит развитие.
— А чему вы сами учитесь у своих студентов?
—
Медитация в аэропорту
— По первому образованию вы физик, как такое случилось?
— Особого выбора у меня не было: в то время нужно было становиться физиком, химиком или биологом, все остальное было пропагандой.
— Польша — католическая страна, насколько тема веры была важна в ваших фильмах?
— Я осторожно касался этой темы. Как физик я признаю, что жизнь загадочна. То, что мы знаем, — это очень мало по сравнению с тем, чего мы не знаем. В мире очень много непонятного и совсем
— Вы много ездите по миру, а когда вы успеваете посидеть, «помедитировать», обдумать замысел фильмов?
— Вы не представляете, как удобно «медитировать» в аэропорту! Нужно работать в тех условиях, которые есть. Сколько хороших книг было создано в тюрьме! Я допускаю некомфортные условия, если у меня есть сильная мотивация.
— А как вы отдыхаете?
— Я живу без регулярного отдыха. Раз в пару лет ездим с женой полежать на солнце. Но я же не банковский клерк, который ежедневно ходит в офис, у меня и так вся жизнь — калейдоскоп.
Ольга ГОРНОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Справка «НН»
Кшиштоф ЗАНУССИ — польский режиссер, родился в 1939 году в Варшаве (Польша). Его первый полнометражный фильм «Структура кристалла» (1969) сразу закрепил за ним амплуа бесстрастного исследователя нравов польской интеллигенции. Один из самых трудоспособных режиссеров, снимавший по
одному-два фильма для кино и ТВ ежегодно, лауреат Каннского («Константа») и Венецианского («Контракт», «Императив», «Год спокойного солнца») кинофестивалей.